В верхнеуральском Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей провели круглый стол на тему: «Межведомственное взаимодействие и контроль за выполнением обязательств по оформлению жилых помещений, приобретённых за счёт средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность всех членов семьи, с выделением долей в пользу несовершеннолетних детей».
На встречу пригласили: замглавы района по социальным вопросам С.А. Машкина, нотариуса И.П. Дербеденеву, директора верхнеуральского отделения Росреестра П.А. Василенко, руководителя местного отделения УПФР Гроо С.В., начальника УСЗН Шишкину Е.Г., начальника отдела опеки и попечительства О.А. Харитонову и замначальника районного ОМВД Е.В. Логинова.
Более десяти лет гражданам России доступна помощь государства в виде выплаты пособия за рождение второго ребёнка — материнского капитала. Для многих это весомая помощь в решении жилищных и иных проблем.
Однако, не все законно использовали эту немалую сумму. Появились различные финансовые учреждения, которые «помогли» родителям истратить средства на вполне законных основаниях.
Сотрудники Центра помощи детям часто сталкиваются с фактом, что семьи, находящиеся на обслуживании, не имеют своего жилья, скитаются по съёмным помещениям, живут, порой, в нечеловеческих условиях, а средства материнского капитала потрачены ими не по назначению. Граждане приобретают жильё только «на бумаге». Фактически дома просто нет или он находится в крайне ветхом состоянии и не пригоден для жилья.
В администрации района ежегодно составляют реестр ветхо-аварийного жилья и предоставляют в Пенсионный фонд, специалисты которого не разрешат приобретать внесённую в него недвижимость. Чтобы признать жильё непригодным для проживания, в администрацию должен обратиться собственник дома. Но, на деле, немногие хотят «списать» недвижимость. Такие дома продают и покупают. Подобное происходит и с воспитанниками Центра, родители которых лишены родительских прав. В своё время они (в основном — одинокие мамы) «приобрели» жильё, но в нём продолжают жить бывшие хозяева, либо это жильё уже продано другим лицам. И, соответственно, воспитанник, по достижении 18 лет не может претендовать ни на получение жилья от государства, ни на свою долю от приобретённого родителями жилого помещения. Хотя долю на каждого члена семьи родители обязаны выделить после оформления права собственности на жильё, о чем они дают нотариально заверенное обязательство. Но обязательства эти мало кем соблюдаются, и ответственности за невыполнение условий данного документа никто не несёт.
Участники встречи обсуждали конкретные примеры нарушения жилищных прав детей. Так, на сегодняшний день в стационарном отделении на полном государственном обеспечении находятся 25 детей, 13 из них «участвовали в
приобретении» жилья родителями, но ни у одного из этих детей нет права собственности на недвижимость.
Основная проблема в том, что повлиять на таких родителей и заставить их выделить доли от жилья на своих же (!) детей, нет никакой возможности. Получается, что за соблюдением вышеупомянутого нотариального обязательства никто не следит и соблюдение законодательства никто не контролирует: ни ведомства, задействованные в приобретении жилья и оформлении необходимых документов (Росреестр, Пенсионный фонд, нотариус), ни правоохранительные органы.
Обсуждение проблемных вопросов было бурным. Все участники встречи согласились с тем, что проблема имеет место быть. Надеемся, что принятые решения возымеют своё действие, ведь только совместными усилиями можно защитить права детей.
Эльвира МОСКАЛЕНКО