Из Верхнеуральска в Гагры
«Ты не представляешь, я сейчас с самим Якиным улетаю в Гагры!» — эту бессмертную фразу из «Ивана Васильевича» помнят многие. Многие и бывали в этом южном городе, полном солнца, моря и вина. Нам же с женой посчастливилось посетить его только в этом году.
Любое путешествие предполагает массу приключений, а уж путешествие на юг тем более. Билеты на поезд Нижневартовск — Адлер были заказаны еще в начале лета, поэтому обошлись совсем недорого. Дорога от Магнитогорска до конечной продлилась двое суток. Самое утомительное время пассажиры переживают во время этого пути, когда поезд после Уральских гор и удивительно красивой природы преодолевает Волгоградскую и Ростовскую области. Смотреть через окно на бескрайние степи становится уныло на душе и тоскливо на сердце. Остаются только не совсем здоровый сон и бесконечные перекусы мучным и сладеньким.
Волга в Саратове выводит железнодорожных туристов из оцепенения речными судами и исполинским мостом, да так, что основная масса их уже не спит до Волгограда, где всем хочется увидеть Родину-мать на Мамаевом кургане, благо поезд проходит как раз под ним. Известный каждому россиянину обелиск виден издалека. Только в этом году он находится на реставрации и стоит весь в строительных лесах.
Ближе к морю природа кардинально меняется. Выходили на Тихорецкой, станции, где снимался рязановский фильм «Вокзал для двоих». Сам вокзал стоит в руинах, окон нет, но всё равно узнаваем. В Кореновске на перроне растут высоченные туи и сосны с иголками сантиметров по 20 длиной каждая. Потом началось: Сочи, море, пляжи за окном, Туапсе, нудисты, предгорье Кавказа, туннели. Горы здесь удивительно похожи на башкирские, только с другим набором растительности. Пассажиры чувствуют себя бодро, не хватает окон: северяне толпятся даже в тамбурах вагонов.
Но вот и конечная, Адлер. Берем поклажу – и на выход. Выходим последними, а прямо от дверей вагона, как долгожданных гостей, встречает нас молодой человек. Улыбается, берет дорожные сумки и говорит, что готов увезти нас хоть до абхазской границы (Гагры – это Абхазия), хоть до ворот гостиницы.
Мы соглашаемся на второе и на комфортабельном белом авто с кондиционером доезжаем до границы, проходим таможенный контроль, не вынимая сумок из багажника, а на абхазской стороне и не выходя из машины.
Надо отдать должное водителю: он вёл машину крайне аккуратно, чего не скажешь о то и дело обгоняющих его маршрутках с абхазскими номерами. Причем обгоняли, невзирая на ограничивающие скорость знаки и сплошные линии дорожной разметки.
Вдоль дороги появились пальмы. Потом кипарисы, потом еще что-то и еще. Всё ново, всё зелено и почти всё цветет крупным цветом. Однако вот и Гагры! А вскорости и наш отель «Старые Гагры», где для нас забронирован
номер. Выгрузились, расплатились с водителем. Потом узнали, что он слупил с нас раза в три-четыре больше, чем если ехали бы мы на маршрутке. Но это потом. А пока – в номер. Надеваем плавки и «Здравствуй, море! Вот и я!» Отель расположен на первой линии от моря.
Потом душ, ресторан, шашлык, бокал домашнего вина, мясо по-абхазски. Вино кислое, шашлык не прожаренный. Ну и ладно, мы ж на море! Но мясо бесподобное!
Гагры или Гагра, как говорят абхазы, расположены на узкой ровной полоске суши между морем и горами, поэтому в черте города нет подъемов и спусков. Улочки довольно узкие, но растительность буйствует беспредельно. Шумят листвой где-то высоко эвкалипты и платаны, свечками стоят кипарисы, цветут розовым и белым олеандры и каркаде (а это сентябрь, на минуточку), кругом стриженые и не очень лавровые деревья. Воздух от этого и близкого моря, конечно, ароматный и густой. Его хочется вдыхать глубоко. Или пить. Но никак.
Однако так было не всегда. Жизнь какая-то теплилась здесь, в районе Старых Гагр, а остальная территория была покрыта болотами, от этого свирепствовала малярия и другие не менее неприятные болезни типа лихорадки. Так бы и продолжалось, если бы царь наш, Николай Второй, не обеспокоился огромными суммами денег, которые вывозятся российской знатью за границу во время отпусков. Двор его, кстати, тоже был в том числе. Решил тогда Николай создать курортную зону у себя в империи и послал на поиски подходящего места своего двоюродного брата, принца Александра Ольденбургского. Тот сказал, что есть такое место. Денег надо немерено, зато потом будет краше, чем лазурный берег во Франции.
Николай дал добро. Принц завез в Гагры эвкалиптов из Австралии, те, как насосы, осушили болота, привез разных пальм для красоты. Настроил дворцов, водопровод провел, скважин набурил, водоотведение предусмотрел, электричество, опять же (кстати, его электростанция до сих пор стоит, заброшенной правда. Там даже какие-то части от генераторов сохранились). Так вскорости народ и поехал отдыхать в Гагру. Ну, не совсем народ, конечно, сначала-то дворяне. Народ только после революции. В советское время там настроили санаториев, театров и прочего. Знаменитую колоннаду, где снимался культовый фильм «Веселые ребята», «канатку» от моря в горы.
Развал Советского Союза пошел не на руку Абхазии. Она стала грузинской автономией. Поток туристов иссяк. Многие санатории позакрывались. Потом война за независимость. Теперь Абхазия – суверенная, не признанная многими республика, поставляющая на внешний рынок вино. В Гаграх очень много брошенных зданий. На площади Гагарина – потрясающих размеров универмаг, как раз против колоннады – драмтеатр, архитектурой напоминающий ДК Орджоникидзе в Магнитогорске, даже дворец основателя, принца Ольденбургского, и тот строит без окон и с дырявой крышей. Канатная дорога тоже не работает. А коли нет присмотра, значит природа забирает некогда отвоеванные у нее территории обратно. Буйная
растительность появляется сначала во дворах, крышах, парадных. Но это о грустном.
В остальном же жизнь в Гаграх бьет ключом. Всё здесь подчинено услугам для туристов. Цены высокие, автомобили в основном иностранные. Исключением будут только наши УАЗики. Их тут великое множество. С откинутым верхом они возят туристов в горы, с легкостью преодолевая все климатические зоны, вплоть до альпийских лугов и горных аулов.
Кроме природы, в Абхазии поражает сама древность. Трудно понять то чувство, когда после Верхнеуральска, самого старого города Челябинской области, попадаешь в гагринскую церковь, сложенную из внушительных каменных блоков и действующую с шестого века. Впечатляет…
На этом всё! Если будут пожелания читателей, то продолжу о посещении озера Рица, монастыря Новый Афон, Пицунды.
С туристским приветом Виктор БОГАНОВСКИЙ