Расследование «КУ». В полном разгаре страда новогодняя! В хвойных лесах стучат топоры. Лесорубы спешат: нужно успеть до праздника заготовить и реализовать максимальное количество зелёных красавиц.
О том, как работает бригада верхнеуральского Лесхоза, «Красный уралец» уже рассказывал.
Но вот недавно по пути из Челябинска газетчики заметили машину, гружёную молоденькими сосёнками. Сезон заготовок продолжается.
И всё бы ничего, да смутила одна деталь: машина выезжала с особо охраняемой территории Карагайского природного биологического заказника. Известно, что движение транспортных средств по Карагайскому бору запрещено, ограничена и любая деятельность, причиняющая вред природному комплексу.
Любопытство взяло верх и, вооружившись фотоаппаратами, папарацци прошли от питомника Карагайского лесничества вглубь по наезженной дороге совсем не общего пользования. На одном из поворотов навстречу выехал зелёный «жигулёнок» 99-й модели. В салоне — несколько мужчин. Один из них не усидел: «Вы что, за ёлками?» Мы кивнули, тогда он посоветовал по всем вопросам обращаться к специалисту женщине, назвав её фамилию.
Через сотню метров мы увидели огромные кучи срубленных сосен, явно приготовленных к вывозу. Рубка выборочная, из травы торчат пеньки. Низкие или нетоварного вида ёлки не тронуты.
На делянке никого не оказалось, видимо, бригада заготовителей отъехала. Но некоторые наблюдения вынудили обратиться к руководителю Верхнеуральского участка ООПТ Дмитрию Яско.
— С 20 декабря плотно начинаем рейдовые мероприятия по недопущению случаев новогоднего браконьерства, — заметил инспектор и внёс ясность по участку в Карагайском бору. – Там ведёт заготовку пластовская бригада на землях сельхозназначения. Когда-то была пашня, но заросла. Они взяли участок в аренду у районной администрации. Всё законно. Есть постановление, подписи, договор.
Найти договор и постановление районной администрации не составило большого труда. В нём значится: «Предоставить в аренду, сроком на два месяца, главе КФХ Белову Алексею Николаевичу (проживающему: Пластовский район, село Новый Кумляк) земельный участок общей площадью 3408000 кв.м категории – земли сельскохозяйственного назначения».
На первый взгляд, следовало порадоваться: скоро наш Карагайский бор заколосится сотнями гектаров ржи, возделанной пластовским фермером. Однако наряду с положительными эмоциями, одолевали вопросы. Не мог не смущать срок аренды: с 23.10.2018 по 22.12.2018 года. Что за эти два месяца до нового года можно успеть сделать с землёй сельхозназначения? Только создать видимость расчистки земельного участка от древесной и травянистой растительности. А на деле — заготовить ёлки.
Возможно, я ошибаюсь, но, учитывая статус особо охраняемой территории, у фермера должно быть разрешение Министерства экологии и зарегистрированный в Регпалате договор. Необходимы процедура межевания и объявление в газете. Вдруг данная земля за кем-то закреплена. К слову сказать, по соседству с «фермерской» делянкой — обширная травянистая пустошь, где не потребуется ни расчистка от ёлок, ни раскорчёвка: паши да сей.
«Мероприятия по расчистке расположенного в границах природных заказников земельного участка в целях его использования для сельхозпроизводства должны проводиться на основе проекта разработанного в соответствии с технико-экономическим обоснованием и учитывающего экологические, санитарные и иные нормы и правила». Эти требования не выдуманы кем-то, а присланы для публикации в «Красном уральце» для всеобщего ознакомления из природоохранной прокуратуры города Магнитогорска. Почему и возникают сомнения: когда же успел пластовский фермер, занятый расчисткой 300 гектаров, всё законно оформить и согласовать, арендуя участок всего на два зимних месяца.
Будь я на месте фермера, знал бы прикуп от такой удачной сделки: отдав за аренду участка 13 тысяч рублей, только от продажи пяти тысяч условных ёлок имел бы неплохую прибыль!
Но что-то мне подсказывает, что после нового года договор будет расторгнут. Извините, уважаемая районная администрация, не получилось! Однако хотелось бы верить в обратное.
Николай ВАСИЛЬЕВ