Благоустройство. Настоящим бедствием стала домашняя живность для жителей Урлядинского.
– Каждое утро начинается с нашествия животных, – жалуется ветеран педагогического труда Галина Степановна Полякова. – Сначала улицы «прочёсывают» козы и свиньи, затем коровы, лошади, овцы. Стадами разбредаются по деревне, поедая всё, что растёт. Красивую яблоньку у пустующего дома коровы уничтожили напрочь. Теперь та же участь ожидает цветущую черемуху.
Добираются вездесущие животные до огородов, вытаптывая там всё подряд. Отыскивая лазейки, хозяйничают в палисадниках, где заботливые женщины ухаживают за цветниками. Привольно ведут себя у приглянувшихся домов, трутся спинами о Поклонный крест на месте стоявшей когда-то здесь церкви. Нередко коз выгоняют с территории школы. Такое впечатление, что улицы посёлка предназначены, прежде всего, для вольготной жизни бродячего скота.
Конечно, всем хорошо известно, чьи свиньи, козы и коровы бродят по деревне. А тут ещё и собаки бегают. Только и слышно: у одних кур задрали, у других гусят задавили.
– Каждый раз поднимаем вопрос о бродячих животных на сходах и общих собраниях, – говорит Бахыт Тунгатарова. – Задаём вопрос главе поселения: «Какие меры принимаются?» В ответ постоянно слышим, что решение этого вопроса не входит в обязанности местной власти.
Поскольку проблема не решается, выводы сельчане делают в свою пользу: «Раз мне ничего не будет, выгоню свиней и корову за ворота, а там – хоть трава не расти». Расчёт простой: в табуне содержание одной головы стоит четыреста рублей. «Вольные хлеба» – халява на весь пастбищный сезон, а если у тебя голов пять-восемь, экономия ощутимая.
Один за другим подходили к редакционной машине урлядинцы, возмущались, предлагали… Было ясно: благоустройство Урлядинского – наболевшая проблема, требующая решения.
Взять тот же мусор. Контейнеры для сбора ТКО на улицах стоят, но все окрестности посёлка заполонены разлетающимися со свалки полиэтиленовыми пакетами. Совсем недавно стараниями старосты Курмантая Тунгатарова при поддержке УГОКа поселковая свалка была «зачищена», и всё снова повторяется. Самим жителям, похоже, замкнутый круг не разорвать. А у местной власти, получается, руки не доходят.
Елена ЛЕВИНА