Священник Никольского собора отец Павел Подбельский в докладной записке в Оренбургскую духовную консисторию в мае 1888 года назвал Марфу Спиридоновну Фёдорову единственно способной вести дела по организации женской общины в Верхнеуральске. В сентябре 1894 года Марфа Фёдорова приняла монашеский постриг под именем Магдалины, а в октябре 1896 была утверждена Святейшим Синодом настоятельницей Верхнеуральской Покровской женской общины. В 1903 году Священный Синод учредил общину Покровским женским монастырём.
В монастыре шла спокойная, размеренная жизнь с молитвами и послушанием. Настоятельница Магдалина совершила поездку в Подмосковный Зачатьевский женский монастырь, благодаря близкому знакомству с его настоятельницей игуменьей Валентиной (Борониной). Игуменья Валентина подарила для Верхнеуральского женского монастыря два креста и икону с надписями, сообщающими, что в них находятся частицы святых мощей. На обратной стороне иконы с изображением Святого Дмитрия была вставлена ладанка с надписью: «мощи святого Сергия Радонежского». В одном из крестов было пять отделений, в которых находились восемь предметов с надписями: «Благоверного князя Феодора Ярославского»; «Саввы Сторожевского»; «Германа Патриарха»; «Великомученика Георгия»; «Фёдора Стратилата»; «Дмитрия Солунского»; «Андрея Первозванного»; «Хитон Господень». Во втором кресте находилась ладанка с мощами Сергия Радонежского.
Из Зачатьевского монастыря игуменья Магдалина направилась в Петроград и заказала частному мастеру Груздеву ковчег за 360 рублей. Через два месяца после её возвращения в монастырь почтой доставили серебряный ковчег с мощами Святых. Так в Покровском женском монастыре старанием его настоятельницы появились святые мощи.
После революции и гражданской войны в 1920 году в Верхнеуральске установилась советская власть. Начались гонения на церковь и священников. 23 апреля 1923 года секретарь Верхнеуральского УКОМа получил телеграмму из Челябинска под грифом «Совершенно секретно». Губком просил сообщить подробности вскрытия ковчега с мощами, находившимися при женском монастыре, а также отметить отношение населения вскрытию и итоги своей агитационной работы. Была создана комиссия Верхнеуральского Уисполкома для осмотра и уничтожения мощей. К этому времени монастырь был уже закрыт. Комиссию возглавил председатель Шибанов, в её состав вошли Добрынин, Лебедева; представители верующих – Михаил Нефедов, Василий Рынский, Михаил Харьков; священнослужители Никольского собора – отец Сергей Кулагин, настоятель, отец Евгений Вознесенский. Отец Владимир Кыштымов из Покровской церкви монастыря; эксперты – врач Ворожев, химик Овчинников и горняк Осипович. Игуменье Магдалине было отказано. Комиссией был составлен акт обследования: «При вскрытии серебряного ковчега была обнаружена деревянная дощечка, в которой вделаны одна иконка и два крестика. Иконка с изображением и надписью: с
одной стороны – «Святой Дмитрий Солунский», с другой стороны – «мощи Сергия Чудотворца». Внутри иконки оказался воск с ладаном, в другой – вата, в средине – бумажка с надписью «мощи Сергия Радонежского», в другой бумажке – человеческий волос. При вскрытии первого креста с надписью на оборотной стороне «благоверного князя Феодора Ярославского, Саввы Сторожевского, Германа Патриарха, Великомученика Георгия, Фёдора Стратилата, Дмитрия Солунского, Андрея Первозванного, Хитон Господень» обнаружены пять отделений, в коих находятся пять предметов. Завёрнутый в бумажку кусочек тонкой полупрозрачной материи желтоватого цвета, остальные предметы разной величины представляют собой воск с смолистым веществом, имея все тёмно-жёлтый цвет. Причём установить наличие в этих предметах посторонних тел простым глазом нет возможности.
При вскрытии третьего креста без надписи оказалась сверху вата, под ватой – кусочек зелёной ткани более квадратного сантиметра, а под ней кусочек продолговатый, цвета льна, величиной больше четверти квадратного сантиметра».
Комиссия вынесла постановление: всё без исключения, находившееся в иконах и крестах, подлежит уничтожению посредством сожжения. Поручить под присмотром представителя Уисполкома Лебедева местному духовенству. Икону и кресты без мощей передать Николаевскому собору. Пустой серебряный ковчег изъяли в фонд помощи голодающим.
Василий АШИТКОВ
С использованием архивных документов