Начало в № 45, 46, 47
Торговля в Верхнеуральске в середине 19 века была вполне удовлетворительной. Гостиный двор на базарной площади размещался в трёх одноэтажных деревянных корпусах, строились новые деревянные лавки к имевшимся 54-м с бакалейными, колониальными, галантерейными, юфтевыми и азиатскими товарами.
В 1862 году было заявлено четыре капитала по второй купеческой гильдии, два из которых принадлежали золотопромышленникам, по третьей гильдии – 34, для торгующих крестьян выдано три свидетельства третьего рода. Торговцы привозили товар в Верхнеуральск с Нижегородских, Троицкой азиатской, Мензелинской, Ирбитской ярмарок. Крепкими купцами в эти годы считались Макаров, Лисицин, Галанин, торговцы азиатским товаром – Музафаров и Темирбаев. Азиатский товар – бухарские шёлковые и бумажные ткани, ермолки, халаты, одеяла, обувь, – необходимый башкирам, киргизам и здешним татарам, торговцы получали на меновом дворе в Троицке.
С 20 декабря по 1 января в Верхнеуральске проводили ярмарки. Каждое воскресенье были базары. На базар приезжали башкиры, нагайбаки, казаки, горнозаводские крестьяне. Киргизы доставляли лошадей, рогатый скот, сырые кожи, кошмы; башкиры – лес, сено, дичь, рыбу и скот; нагайбаки – хлеб, домашнюю птицу, куриное яйцо; казаки – хлеб, сено, огородные овощи и зелень.
Базар был выгоден мещанам, скупавшим строевой лес, дрова и перепродававшим всё это в Троицк. Доставку производили на собственных лошадях и получали приличную выгоду. Некоторые городские купцы скупали скот в киргизских степях и сбывали на золотых приисках.
В Верхнеуральске работали чугуно-литейный, винокуренные и кожевенные заводы. Из кожевенных самым крупным был завод купца Макарова: 13 дубильных чанов давали возможность выделывать до 4000 штук яловых кож и вырезок на 16000 рублей серебром. Заводами с меньшей производительностью владели купцы Биктемиров, Темирбаев и Сысуев, мещанин Синебрюхов. На салотопенном заводе купца Лисицина вытапливали от восьми до десяти тысяч пудов сала. Кроме того, он продавал до шести тысяч штук сырых овчин на сумму 35000 рублей. Сало и овчины продавал в Уфе, Екатеринбурге, Мензелинске, Ирбите. Чугуно-литейный завод Чупина и Бокка был открыт в 1860 году и снабжал золотые прииски, отливая необходимые части для золотопромывальных машин. Также отливали котлы для киргиз и башкир. На заводе была устроена американская печь, сжигавшая до тысячи коробов угля, ваграночная печь приводилась в действие коноводной машиной. Завод выделывал до десяти тысяч пудов чугуна на десять тысяч рублей.
Один винокуренный завод принадлежал купцу Н.П. Рытову, второй – госпоже Понамарёвой и компании. Выпускали наливки, ликёр, водку, вина. После уничтожения Питейного откупа в Верхнеуральске увеличилось число питейных продаж: при откупе было три питейных дома, с его упразднением
возникло более десяти, и был открыт магазин по продаже иностранных вин купцом Н.П. Рытовым.
В городе было четыре мукомольных мельницы на реке Урал. Одна принадлежала купцу Макарову.
Некоторые жители держали табуны. Более значительный торг принадлежал купцу Музафарову. С появлением золотопромышленности улучшился быт верхнеуральцев. Почти все они проживали в собственных домах. Квартиру без отопления можно было снять по цене от одного до десяти рублей за месяц, квартиру со столом – от шести до десяти рублей на такой же срок. Наём кучера и дворника стоил от двух до трёх рублей в месяц. Женская прислуга состояла из казачек и горно-заводских крестьянок.
Василий АШИТКОВ
(Продолжение следует)