На мемориальной доске у подножия Памятного креста, установленного у Свято-Никольского храма в честь верхнеуральцев, пострадавших в годы гонений на Православную Церковь, обозначено имя протоиерея Михаила Громогласова.

В ноябре 2018 года исполнилось 155 лет со дня его рождения, а в июле – 100 лет с момента гибели. Заслуги отца Михаила настолько значимы, что вызывают не только уважение, но и поражают бескорыстием и щедростью.

Протоиерей Михаил Дмитриевич Громогласов, настоятель Свято-Никольского собора, занимает ведущее место в истории становления и развития просвещения в Верхнеуральском уезде. Благодаря его усердным трудам в Верхнеуральске были открыты сначала женская гимназия, а потом и частное учебное заведение для мальчиков с программой гимназии. В посёлках и станицах были оборудованы и оснащены 29 (!) школ. Для мужской гимназии на средства Громогласова было построено здание, приобретены учебные пособия и мебель. Он состоял наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты в Верхнеуральском уезде, входил в состав уездного отделения епархиального училищного совета, преподавал гимназисткам Закон Божий. Истинный просветитель, отец Михаил и в заточении старался поддерживать дух товарищей по несчастью, стойко сносил личное унижение и надругательства над христианской религией. В июле 1918 года в числе 17 мирных верхнеуральцев отец Михаил был убит. В 1981 году Русской Православной Церковью за границей он был канонизирован как священномученик.

В жизни ничего не происходит просто так. Всему – возникающим ли обстоятельствам, человеческим ли поступкам, каким-либо деяниям – всегда есть предпосылки и объяснение. Отец Михаил Громогласов не мог быть другим, не мог не выбрать важнейшего и сложнейшего пути – служения Господу и людям. Как личность, как будущий священнослужитель он формировался под влиянием своего родного отца, священника Дмитрия Громогласова.

В «Уфимских епархиальных ведомостях», в номере за сентябрь 1888 года, опубликован интересный с точки зрения «Положения и деятельности священника в инородческом приходе» материал. Этот, своего рода, отчёт представил Его Преосвященству Епископу Уфимскому «Стерлитамакского уезда села Мелеуза троицкой церкви священник» Димитрий Громогласов. Это изложение решено было опубликовать, признав его полезным.

Труды Громогласова-старшего направлены в русло просвещения. В селе Левашеве, где он служил причетником, открыл мужскую и женскую школы. Преподавал (т.е. учил грамоте крестьянских детей, авт.) безвозмездно, устроив «из мальчиков и девочек два хора». За труды «был рукоположен в сан священника к церкви села Мелеуз». Прибыв в назначенный приход, отец Димитрий нашёл его «в самом жалком состоянии во всех отношениях». Мало того, его составляли 375 новокрещенных чувашей и татар. «Нравственность была на самой низкой степени, – пишет отец Димитрий. – Не было в них

никакого сочувствия к христианской религии». Жалкая и убогая церковь, разграбленная, без икон и утвари, без необходимых для проведения служб книг; абсолютное равнодушие к вере паствы, укоренившиеся языческие обряды, посещение мечети вместо церкви – вот «на какой низкой степени религиозности были мои прихожане».

Но священник не опустил рук, а взялся за дело, и труды не замедлили явить успех. Много усилий было потрачено на приобщение к христианской вере молодого поколения. Если поначалу дети сторонились священника, то со временем отношение изменилось в лучшую сторону. Гораздо сложнее было со взрослым населением.

Многие затаили злобу против отца Димитрия, оскорбляли бранными словами, иногда били. Он терпеливо сносил оскорбления, переносил их «равнодушно», не отвечая злобою на зло. Но… «постоянно слышались угрозы… в ноябре месяце украли у меня двух лошадей, потом в марте тоже двух лошадей, коров и десять овец. Спустя несколько времени залезли в дом и утащили почти всю одежду. В конце концов поджигали дом». К таким последствиям приводили старания отца Димитрия приобщить его прихожан к христианству. Жить приходилось без казённого пособия, доходов практически не было. Семья у отца Димитрия была большая – подрастали шестеро детей. Но он не роптал, а старался самостоятельно обеспечить собственные нужды, открыв в своём доме постоянный двор.

Епархиальное начальство, узнав о бедственном положении священнослужителя, прислало ему за «открытие школы и миссионерскую деятельность» 110 рублей, но их, конечно, не хватало. А между тем в селе необходимо было отремонтировать храм. Однако обращения батюшки к прихожанам по этому поводу положительного результата не имело. И тогда он решил начать сбор пожертвований «для украшения храма». Шесть лет длились эти сборы: удалось приобрести необходимую церковную утварь, богослужебные книги, сделан план нового храма, в банк отправлены пожертвованные деньги.

Опустим подробности дальнейших усилий отца Димитрия, которые по-прежнему встречали равнодушие и озлобление. Он очень много сделал сам со своими работниками и всего за один год (!) в селе была построена новая церковь. Татар и чувашей батюшка убедил сделать ограду, русские, проживающие в селе, помогли оштукатурить стены, за свой счёт отец Димитрий заказал иконы для иконостаса.

Много трудился отец Димитрий на ниве просвещения. Открыв школу в своём доме, он шесть лет безвозмездно учил мальчиков, среди которых было много татар и чувашей. По ходатайству Громогласова была открыта земская школа для девочек.

«Проживши около 10 лет в селе Мелеуз и обучивши около сотни мальчиков из иногородцев, я начал замечать большую перемену в своих прихожанах, – пишет отец Димитрий. – Очень многие начали посещать храм. Во время хода с иконами никто теперь от меня не бегал, а всякий домохозяин встречал с радостью. В домах у всех были иконы, перед которыми по праздникам

зажигались восковые свечи. …прихожане мои стали исполнять все христианские обряды… без всякого принуждения. Я рад, что мои труды не остались без добрых последствий».

Все эти события, о которых рассказано в Епархиальных ведомостях отцом Димитрием Громогласовым, приходятся на детские годы его сына Михаила. Таким образом можно утверждать, что он с ранних лет имел перед собой пример достойного добропорядочного служения. Михаил Громогласов – продолжатель великого дела своего отца, просвещения народа, приобщения его к высоким нравственным идеалам, которым сам был неукоснительно верен.

Людмила КУЛАКОВА

С использованием архивных документов