Иконописец – профессия в наше время редкая
Району повезло: в Краснинском храме есть умельцы, которые могут и написать икону, и отреставрировать старинную рукописную
– Я вообще-то не профессионал, – скромничает Галина Зарипова, – училась на художника-оформителя. Но пришло время, приняла православную веру, обратилась к Богу. Посещала Михайловский храм в Магнитогорске, где мы тогда жили, поначалу как прихожанка. Потом стала певчей, регентом церковного хора. Когда при храме открыли иконописную мастерскую, настоятель попросил и меня включиться в ее работу. Помогли освоить дело знающие люди. Настольной стала книга «Труд иконописца» – своеобразное руководство для начинающих с подробным описанием техники, основных этапов и процесса работы.
Разными путями люди приходят к Богу. Галину, по ее словам, подтолкнули к решающему шагу жизненные обстоятельства. Евгения Гасникова нашла в Боге утешение. Душевный перелом привел к неожиданному шагу. Будучи студенткой четвертого курса магнитогорском Горного института по специальности «Производство стройматериалов» она вдруг проняла, что ей это неинтересно, да и не нужно. Оставила учебу за несколько месяцев до выпуска. Решила поступать в Тобольскую духовную семинарию. Времени до вступительных экзаменов оставалось в обрез. Но когда очнь к чему-то стремишься, желаемое обязательно сбывается.
– Учились мы 24 часа в сутки, – рассказывает. – Посещали все службы, соблюдали посты. Выходных не было. Семинария – это высшее православное образовательное учреждение закрытого типа. Нас там бесплатно кормили, обували-одевали. Курс был очень дружным. Паломниками побывали на Алтае и в Киево-Печерской лавре, помогали подновлять нимбы святых в Клименцах, практику по реставрации проходили в Иерусалиме. Всё было очень интересно!
Вскоре после окончания семинарии Евгения вместе с крестной матерью Галиной перебралась в Карагайский. Нынешним августом написала большую храмовую икону «Взыскание погибших» (ее еще называют «Избавление от бед страждущих»), которой посвящен и местный храм. Представляет собой икона лик утешительницы скорбей родителей, которые молятся за своих детей. А еще совместно они отреставрировали старинную икону, обнаруженную краеведом Василием Ашитковым. Верхний край ее был обрублен, краски от времени, а скорее от неподобающего хранения (найдена среди рухляди на чердаке дома) стерлись. Немалого труда стоило восстановление. Сейчас икона украшает иконостас местного храма.
Техника иконописи сложна и своеобразна. Ее последовательность писания выработана в древности, изменению не подлежит и традиционно передается из поколения в поколение. Основой для иконы служит деревянная доска, на которую накладывается грунт. Затем пишется цвет, прорисовываются складки одежды, лик. Изображения – строго канонические, ничего нового иконописцы не придумывают. Но «почерк» каждого мастера всё же характерен и отличается от других. «Во время учебы мы копировали иконы,
которые привозили из музея. Все писали по-своему, даже цвет отличался, был строго индивидуален. Хотя каноны обязательно сохранялись», – разъясняет Евгения. Это подтверждает и Галина: «В магнитогорской иконописной мастерской нас было трое. Я легко могла сказать, кто какую икону написал. Характерные особенности сразу бросаются в глаза».
– Пишем с Божьей помощью, – добавляет Евгения. – Бывает, с большим форматом справляешься за неделю, а над маленькой иконой бьешься-бьешься, и ничего не получается. Господь дает рисовать – будешь рисовать. Как Господь откроет глаза, так и будет изображено. Перед иконой человеку теплее и светлее. Это как с живым общаешься.
Кстати, карагайские мастерицы пишут иконы выполняют заказы, поступающие из разных уголков области и страны. Повторимся: иконописец, который может написать православную каноническую икону по древним традициям XIV – XVI веков – большая редкость. Такую икону можно передать по наследству, как семейную святыню. Поэтому надо использовать возможность, которая щедро предоставлена верхнеуральцам: это могут сделать две карагайские мастерицы на добротном профессиональным уровне. В Магнитогорске в настоящее время мастеров нет.
Вариантов икон множество. К примеру, семейные с изображением всех святых, имена которых носят члены семьи. С рождением ребенка можно написать «мерную»: по росту новорожденного. Для домашнего иконостаса пишутся «именные» иконы святого покровителя, имя которого носит человек. А также традиционные: Спасителя, Божьей Матери, особо почитаемого в нашей стране Николая Чудотворца.
– Рождество для нас, конечно, – радость, – говорит Галина. – Мы – не фанатики, мы просто так живем. Не осуждаем людей. Как можно? Ведь и святые были когда-то грешниками. Сегодня человек – грешник, завтра – святой. Не судите, да не судимы будете. Лучше о своих поступках думать.
Елена ЛЕВИНА