Ее называли матушкой
Очерк краеведа Василия Ашиткова «Возрождение храма» («КУ» от 23.07.) проиллюстрирован фотографией, на которой запечатлены люди, благодаря стараниям которых в Верхнеуральске после 13 лет запустения вновь начала действовать Свято-Никольская церковь.
Он обратился к читателям с просьбой: если кто-то, возможно, узнает своих близких, то интересно было бы узнать о их дальнейшей судьбе.
На фотографии крайняя справа в первом ряду – Е. Половинкина, которую узнал ее внук Александр.
– Об истории семьи я знаю не очень много, в основном со слов отца, – начал рассказывать Александр Леонидович. Его отец – очень хорошо известный старшему поколению верхнеуральцев Леонид Васильевич Половинкин, преподававший долгие годы предмет Правила дорожного движения в ССПТУ № 8 – ПЛ № 133. Кроме того, Леонида Васильевича помнят как замечательного гармониста. Но вряд ли было доподлинно известно происхождение Л.В. Половинкина и его братьев и сестер.
– Семья была большая, – продолжает Александр, – шестеро детей, три сына и три дочери. Деда арестовали в 1936-м. Отец рассказывал, что пришли за ним ночью, растревожили спавших детей. Пятеро ребятишек ревели в голос, бабушка ждала появления на свет шестого.
Так Половинкины разом осиротели, потому что больше отца не видели никогда. Чем же не угодили Половинкин-старший властям? Кажется, ответ очевиден: середина 30-х, начало сталинского террора, тогда исчезло множество безвинных. Все так, но есть еще одно обстоятельство.
Дед Александра Половинкина был священнослужителем.
Как рассказал внук, отец Василий (Половинкин) служил в церкви, что располагалась на старом городском кладбище. Жена ему помогала, все называли ее матушкой.
– Я до некоторых пор даже не придавал значения имени бабуси, – говорит Александр, – как-то спросил отца, почему ее все называют матушкой, у нее же есть имя. Матушкой Екатерину Терентьевну Половинкину звали до скончания ее дней. По сану мужа ее так было положено.
А об отце Василии семья долго ничего не знала. Через несколько лет после его ареста, получила Екатерина Терентьевна письмо от начальника Соль-Илецкого лагеря о том, что муж ее скончался. Что и как было на самом деле, неизвестно.
Семья жила трудно, пришлось Екатерине Терентьевне одной поднимать шестерых детей. Старалась, трудилась изо всех сил, зарабатывала церковными требами. Ее часто приглашали читать молитвы над усопшими. Читала ночами напролет – таков обряд. За это платили: иногда продуктами, иногда рубликом, что ж, рубль – тоже деньги. Долго хранила матушка Екатерина письмо с сообщением о смерти отца Василия, но со временем оно потерялось.
– Отец вспоминал, как они с братом Николаем пели в церковном хоре на клиросе, – добавляет Александр Леонидович. – И тетушки мои, Ольга, Мария и Тамара Васильевны, тоже очень хорошо пели, на голоса.
Не трудно догадаться, что детей своих батюшка и матушка Половинкины воспитывали в религиозных традициях.
– Тетя Оля всегда в церковь ходила, – продолжает Александр, а Мария и Тамара веру не афишировали, нельзя было, это осуждалось.
Что помогло Половинкиным пережить все невзгоды и трудности, выпавшие на их долю? В немалой степени вера в Бога. Она придавала сил, вселяла надежду, была важной частью их жизни. Не случайно же Екатерина Терентьевна стала одной из активных прихожанок Свято-Никольской церкви, которую разрешили открыть в 1943 году. А с ее сыном Леонидом произошел такой случай.
– Предложили отцу вступить в партию, стать коммунистом, – рассказывает Александр Половинкин, – а он отказался. Поинтересовались, почему? Он ответил, что не достоин. Его продолжали настойчиво уговаривать, он стоял на своем. Наконец сказал, что сын священника, ему ж в партии не место.
Тогда Леониду Васильевчу напомнили сталинское изречение о том, что сын за отца не отвечает. Но он не отказался отвечать за отца, отказавшись стать коммунистом. Это поступок.
Вот такая история, а за ней судьбы людские, попавшие в жуткий водоворот сложного времени.
У отца Василия (Половинкина) появилось семеро внуков, уже трудно сосчитать правнуков, есть и праправнуки. Жизнь продолжается.
Людмила Овчинникова