Глас народа. Повезло жителям Горбуновского: их посёлок попал на богатейшее золоторудное месторождение. Запас жёлтого металла по общим разведанным составляет 50 тонн.
На золоте живём, по золоту ходим. Месторождение «Курасан» с течением времени меняло облик промышленного ландшафта. Громоздкие рудовозы, трамбующие асфальт от Горбуновки до Пласта, ушли в прошлое. Вместо них на промплощадке выросли корпуса для выщелачивания драгметалла.
Ожил, избавился от водяной чаши и стал обрастать отвалами карьер Южного Курасана. Это его лазурная водная гладь подмыла и обрушила дорожное полотно региональной трассы, на краю которой к приезду губернатора области Бориса Дубровского была оборудована смотровая площадка.
В апреле губернатор провёл здесь выездное совещание, где представители регионального правительства и инвестор АО «Южуралзолото Группа Компаний» обсуждали возможность освоения месторождения и строительства в течение трёх лет золотоизвлекательной фабрики.
В июле Борис Дубровский провёл заседание рабочей группы по вопросу реализации специнвестпроекта ОАО «ЮГК «Курасанский ГОК». Обсуждались условия реализации проекта, решения инфраструктурных задач, связанных с прокладкой дороги, газо- и энергоснабжением. Минэкологии было дано поручение детально рассмотреть нагрузку на окружающую среду.
В данном случае мы имеем дело с частно-государственным партнёрством. Инвестор намерен вложить в разработку Курасанского месторождения 12 млрд. рублей и создать около 400 рабочих мест. В случае поддержки проекта областными властями для АО «ЮГК» будет создан особый налоговый режим, и правительство рассмотрит вопрос о предоставлении господдержки на условиях софинансирования там, где затрагиваются интересы населения. В частности, речь идёт о строительстве объездной автодороги.
Проект планировки межевания объездной автодороги и стал предметом рассмотрения на публичных слушаниях, проведение которых инициировано «Южуралзолотом».
Публичные слушания как обязательная процедура предусмотрены Градостроительным кодексом. О месте и дате проведения слушаний было объявлено в районной газете.
Десятка полтора заинтересованных лиц, тех, кто счёл необходимым высказать своё мнение, собрались 8 августа в здании администрации Краснинского поселения. Вопрос о выделении дополнительного земельного участка для объединения Южного и Западного карьеров был решён положительно на предварительных слушаниях. Находящийся между карьерами неасфальтированнный участок автострады предлагается заменить объездной дорогой протяжённостью свыше пяти километров.
Инженер-проектировщик департамента проектно-изыскательских работ Софья Кондакова предложила на обозрение проект планировки объездной
автодороги, с которым должны согласиться или не принять участники слушаний.
Вряд ли можно было ожидать большого обсуждения вокруг одной технической детали в сложнейшем курасанском механизме. Однако разговор принял иной оборот.
— На сегодняшний день мы за строительство ГОКа, — сразу подчеркнул позицию районной администрации замглавы района Юрий Журин. – Это дополнительные рабочие места для наших людей. А люди – это, как правило, семьи, а семьи – это дети. Отсюда – детский сад, больница.., и Горбуновка расцветёт. Но какой «плюс» нам от объездной дороги? Десятки лет мы ездим по этому участку, застали ещё и асфальт, пока тот не обрушился. Сейчас горку быстро «перескочил» — и в Горбуновке, а по объездному варианту придётся ездить на 5,5 км дальше. К тому же этот низовой участок будет сложно обслуживать.
Некую параллель с Томинским ГОКом, строительство которого пикетируют жители Челябинска, провёл глава Сурменевского поселения Александр Егоров:
— Посмотрите, как там поднимает проблему население до уровня «ГОК-стоп». Но как государственник я против подобных акций.
Таким дотационным территориям, как наша, надо выбирать. Магнитогорцы тоже от комбината глотают вредную пыль, но там на этом зарабатывают и даже делятся финансами со слабыми районами.
Мы не говорим «ГОК-стоп», но считаю, что к обсуждению следует подходить комплексно: инфраструктура, газоснабжение, решение социальных вопросов.
Мы понимаем, что государству нужно золото и оно готово соучаствовать в проекте бюджетными средствами. Бюджетные – это наши налоги. Значит, развивать следует и наши территории.
На 400 рабочих мест сюда нагрянут вахтовики со стороны. А почему бы не подготовить свои кадры, не построить им жильё, скажем, в Сурменевском, в Горбуновке… Тогда и станут наши территории привлекательнее.
— Пока нас не познакомили с окончательным вариантом строительства ГОКа, не преждевременно ли вести разговор о дороге? – резонно заметила одна из участниц.
С нею согласился Егоров:
— Отдельно о дорогах, больницах… и так далее, надо говорить после обсуждения проекта в целом. Причём, считаю, что изыскательские работы по объединению рудного тела не мешает проводить и действующая дорога. От объездной мы пока видим лишь проблемы.
Позитивные доводы от предложенного проекта привела Софья Кондакова:
— Сейчас дорога проходит меж двух промышленных объектов: пыль, шум, опасность для движения легкового транспорта. Даже если не соединять эти карьеры, добыча будет уходить вглубь. Объездная дорога только для гражданского транспорта.
Перечисленное не убедило участников слушаний:
— И на объездной мы также будем дышать пылью и газом.
У Юрия Журина попутно возник вопрос по поводу нарастающего отвала:
— Отвалы ММК «дошли» до Бабарыка и продавили дорогу. Комбинат до сих пор продолжает валить породу. Где гарантия, что здесь такое не произойдёт?
— Горбуновский отвал со стороны Сурменева уже отодвинул дорогу чуть не до речки, — дополнил Александр Егоров.
Представитель проектной организации сочла тему неосновательной:
— Для строительства ГОКа потребуется пустая порода, поэтому увеличение отвала не предусматривается. Впоследствии отработанная «вскрыша» будет использоваться для подсыпки и укрепления при строительстве.
На том, с какими нарушениями рудодобытчики закладывают объездную дорогу, акцентировал внимание сурменевский депутат Игорь Дочия:
— Почему не убран плодородный слой? Перемешали глину с щебнем и на подсыпку пошёл этот «кисель». Кто так строит дороги?
Горбуновский депутат Татьяна Дубровская посмотрела на проблему, что называется, «изнутри»:
— Вы заведомо делаете «халтуру». Сколько денег туда надо «впурить», чтобы её постоянно ремонтировать. Поперечную дорогу будет задувать и подмывать. Воды, откачиваемой из карьера, за зиму накопилось столько, что она таяла до июля, и поле выглядело огромным ледяным катком. Нет ни пропускных труб, ни дренажа.
Заведующую горбуновским детсадом Елену Утемышеву интересовала судьба провалившейся части асфальтированной дороги:
— Там проходил хороший асфальт, который провалился в ваш карьер. Кем-то это зафиксировано? А сегодня мы обсуждаем этот «курдючный» объезд.
— Я не в курсе, когда это происходило, поэтому давайте продолжим разговор о проекте, — предложила Софья Кондакова.
Её поддержал Юрий Журин, но при этом припомнил публичные слушания, когда «Южуралзолоту» выделялся земельный участок.
— Тогда отчуждение паёв было в сторону ЮГК, и корпорация обещала району всяческое содействие, в том числе ремонт клуба и детсада в Горбуновском. Сегодня в клуб войти невозможно, детсад отремонтировали сами.
И, возвращаясь к объездной дороге, Юрий Владимирович подчеркнул, что по ней газопровод пойдёт дальше на пять километров.
Из зала спросили: «Если краснинский газ пойдёт на ГОК, не пострадают ли от этого сами краснинцы?»
— Это определяется расчётным путём, — пояснил Юрий Журин. – Гарантирующий поставщик газа не выдаст разрешение на использование газа сверх того, что может дать оборудование. Сегодня идёт речь про подольский, краснинский газ. От него остаётся свободная мощность, которую хватает только на Курасанский ГОК. Ни Горбуновский, ни Сурменевский, ни Шеметовский и Новоурлядинский в этом плане не рассматриваются.
— Если мыслить по-государственному, тогда давайте настаивать на том, чтобы тянуть газопровод от Карагайского через Сурменевский, — заметила Татьяна Дубровская.
Подуставшие от бурной дискуссии проектировщики признали, что у них нет ответов на многие вопросы:
— Считаем, что следует организовать предварительные слушания по развитию Курасанского ГОКа. А сейчас давайте проголосуем по проекту планировки объездной дороги.
Все участники слушаний проголосовали против. Обоснования привёл Юрий Журин:
— Непонятно, каким образом будет строиться ГОК и какова перспектива комплексного развития близлежащих территорий.
Александр Егоров выразил общую готовность вернуться к этому вопросу после предоставления дополнительной информации о развитии инфраструктуры.
Жители, представляющие интересы населения, приняли своё решение.
Николай ВАСИЛЬЕВ