Коммуналка: в районе остались две угольные котельные: в Степном и в Сурменевском.
Сурменевская построена одиннадцать лет назад как альтернатива стоящей рядом котельной на жидком топливе. Ох, и намучились с этим топливом сурменевцы! В морозы оно становилось тягучим и не горело, приходилось отогревать всеми возможными способами. С частыми остановками печей еще можно было смириться, только слишком опасными становились заторы в перемерзших местах трубы после их отогревания. Нередко топливо взрывалось в самом прямом смысле слова. Несколько пожаров случилось в котельной, однажды она полностью выгорела.
Нынешняя блочная более компактна и, что немаловажно, безопасна и экономична. Если в старой использовались сетевые насосы мощностью под 40 киловатт, сейчас отлично справляются с давлением импортный и отечественный насосы по семь киловатт каждый.
Импортные просты и надежны в обращении. Под отечественный насос, который дешевле зарубежного аналога, переоборудована резервная линия. Таким образом сурменевцы обеспечили маневренность, позволяющую в экстренных случаях переключаться с одной линии на другую. Зима есть зима, всякое может быть.
Кстати, о людях. Операторы котельной умело ремонтируют и импортную оснастку. Необходимые детали заказывают через интернет. Профессиональным «секретам» обучаются в Магнитогорске, где сдают экзамены. Как результат – за последние десять лет отопительные сезоны у сурменевцев проходят без замечаний.
Операторов четверо: Денис Нугуманов, Николай Марков, Иван Пашков и Андрей Банников. Зимой мужчины зарабатывают «горячий стаж», весной ремонтируют оборудование котельной, летом заготавливают корма для подсобного хозяйства. Такой расклад по году их устраивает, да и где в поселке найдешь стабильную работу! Ребята подобрались надежные, ответственные, самостоятельные. В случае непредвиденных ситуаций подменяют друг друга.
Работа не из легких. При всех преимуществах есть у угольных котельных свои особенности – ежедневный уход за топками и постоянный контроль за печами. Но что, пожалуй, самое трудоемкое – перевозка угля. В среднем тонну угля, а в сильные морозы и по две перевозят они за смену. На тачке везут его с улицы, в котельной загружают в топки и вывозят уже шлак.
Чтобы облегчить труд оператора, твердое топливо в Магнитогорске подбирают самое качественное, опробованных сортов с большой теплотворной способностью. Как справедливо отметил главный теплотехник поселения Александр Егоров, перевозка дешевого угольного «песка» обойдется дороже. Если уголь хороший, работники чистят печи один раз в сутки, а если плохой – раза три. Куда ни взгляни, боком обходится «угольная» экономия.
— Альтернатива нашей котельной – только газовая, — считает Александр Петрович. – Пеллетные удобны для отдельно стоящих зданий. К примеру, для школы в Спасском, где перешли на пеллеты после закрытия угольной. А у нас отапливается не только школа, но и детский сад, столовая, Дом культуры, администрация, три жилых дома… Да и смысла нет переделывать котельную, когда в перспективе газ придет в Сурменево от крупного карьера на Курасане. Даже в «Красном уральце» об этом рассказывали.
Александр Егоров – казачий атаман. Возможно, поэтому коммунальная служба названа ООО «Станица». В штате – десять человек. Новогодние праздники собирают возле елки более двадцати детей. У работников настрой такой: если подрастают двое детей, в недалеком будущем жди третьего.
Из женской гвардии в «Станице», помимо директора Любови Николаевны Егоровой, трудятся бухгалтеры Лариса Пашкова и Ирина Дочия.
Ирина Сергеевна здесь восьмой год. Ведет кассу, начисляет и выдает зарплату. Работы прибавляется, больше стало разного рода отчетов.
Лариса Викторовна — старший бухгалтер. Раньше расчеты коммунальных дел совмещала с работой в местной администрации. Сейчас — только коммуналка. Зима проходит спокойно. К водоснабжению подключены сто домов. Есть ответственный за работу водонапорной башни. Сбоев в подаче теплоснабжения не было.
Злостных неплательщиков за коммунальные услуги в Сурменево, как ни странно, не наблюдается. Ведутся разъяснительные беседы с теми, кто задерживает оплату, а потому обходятся без вынужденных отключений. Дорожная техника постоянно «на ходу». Снегопады врасплох не застанут.
Елена ЛЕВИНА