Дата. Верхнеуральцы отметили День Победы.
Как и полагается в такой день, в такой великий праздник, на Советской площади состоялся торжественный митинг. Прозвучали слова приветствия и поздравлений от главы района Сергея Айбулатова и главы города Вячеслава Колонюка; чествовали ветеранов, Великой Отечественной – Ивана Васильевича Мещерякова и труженика тыла Салимьяна Сулеймановича Хамитова; к памятнику Воину освободителю возложили гирлянду славы и венки от общественных организаций и местных отделений политических партий; офицеры ФКУ «Тюрьма» троекратным залпом салютовали в честь Великой Победы. Звучали стихи, песни, замечательно танцевали девочки из второй городской школы – всё, и по-летнему тёплая солнечная погода, создавали отличное настроение, а знаковая для всей нашей страны песня «День Победы», спетая собравшимися вместе с участниками художественной части митинга, вызывала гордость: это наша армия и народ сокрушили коричневую чуму фашизма, и как бы сегодня не старались переписать историю, это советскому солдату-освободителю установлен памятник в берлинском Трептов-парке!
Однако самой значимой составляющей праздника является шествие «Бессмертного полка». Седьмой год нескончаемый людской поток рекою памяти льётся по городам и весям России и за её пределами.
Наша память жива, наши павшие – с нами. Спасибо за мир, за счастье жить! В память о павших и с огромным желанием воздать уважение выжившим в кровавом безумии войны встали в ряды «Бессмертного полка» и верхнеуральцы.
Портреты, сохранившиеся в домашних архивах фотографии, за которыми судьбы и личные истории каждого. Я не первый год иду с земляками в рядах этого грандиозного (в масштабах страны, авт.) шествия и могу уверенно сказать, что люди стремятся больше узнать о своих близких, прошедших фронтовыми дорогами, обращаются в военные архивы, широко используют соответствующие интернет-сайты. И абсолютно все, рассказывая о своих героях, подчёркивают, что о войне они говорили скупо, часто – со слезами. Когда плачут мужчины-солдаты, не трудно догадаться, что им довелось испытать, трудно представить.
Дед Александра Кашлева, Михаил Владимирович Суходуев в 1939 году ушёл на Финскую, а в сороковом погиб. Воевал вместе со свояком – братом жены, Кунденковым Иваном Семёновичем. Разведчик Иван Кунденков попал в засаду, погиб в результате семи пулевых ранений. Великая Отечественная была ещё впереди.
Татьяна Михайловна Карплюк и Юрий Константинович Артемьев приехали из села Степного. Оба несут портреты отцов.
– Мой отец, Травкин Михаил Яковлевич, дошёл до Берлина и вернулся живым! – немного волнуясь, говорит Татьяна Михайловна. – Да, награды есть.
Отец Юрия Константиновича, Артемьев Константин Иванович, защищал Сталинград в направлении Бекетовки, где фашисты встретили упорное сопротивление и перенесли наступление на город в северном направлении, погиб. Похоронен на Мамаевом Кургане. К месту захоронения деда ездила внучка, племянница Юрия Константиновича. В Волгограде она встретилась с бывшим фельдшером полка, в котором воевал Константин Артемьев. Там было страшно, до сих пор земля хранит осколки мин и снарядов, несколько внучка привезла в память о подвиге деда.
Традиционно в рядах «Бессмертного полка» 9 мая идёт Вячеслав Зимин.
– Это мой дед, рядовой Роман Вениаминович Зимин, 1919 года рождения. На фронте – с первых дней войны, воевал на Курской дуге. После тяжёлой контузии был комиссован. Награждён орденом Красной звезды, медалями, – рассказал Вячеслав.
В руках жительницы Форштадта Лидии Фёдоровны Суспицыной портрет отца, Савинова Фёдора Васильевича, механика-водителя танка. Он прошёл всю войну и вернулся живым, награждён медалью «За отвагу». Когда в 1941-м он уходил на действительную военную службу, его провожали жена и маленький сын. А потом были долгие годы войны. Вернулся солдат в 1946 году, в семье родились ещё пять дочерей.
У Валентины Петровны Суспицыной два портрета, красиво украшенные яркими тюльпанами.
– Это мой дядя, лётчик, старший лейтенант Рябов Георгий Григорьевич, – указывает она на один из портретов, – он пропал без вести. Мы искали, обращались, писали. Получили сообщение, что он захоронен где-то на территории Польши. Награждён орденом Красной звезды. Все бумаги о нём я передала в наш краеведческий музей.
Отец Валентины Петровны, десантник Пётр Михайлович Скрылёв, воевал недолго. При десантировании в 1942-м группа попала к немцам. Пётр Скрылёв был ранен, а в 1943 году комиссован, награждён юбилейными медалями.
Алла Васильевна Игонина рассказывает о своём отце. Василия Андреевича Крылова призвали на фронт в 1944-м, когда ему исполнилось 18 лет. Он закончил войну в Берлине и вернулся живым, был артиллеристом.
– Никогда ничего не рассказывал, а если и говорил, то обязательно добавлял, что это жестоко и страшно. Очень не хотел, чтобы мы об этом знали.
Отец Надежды Петровны Груниной, стрелок стрелкового полка Пётр Николаевич Белобородов начал воевать ещё на озере Хасан, прошёл всю войну, а потом в войсках НКВД на территории Западной Украины сражался с бандеровцами. Домой вернулся в октябре 1945-го, был ранен в руку.
В руках Галины Рыковой портрет деда, Трофимова Фёдора Александровича, пропавшего без вести в 1943 году на Малой земле. К сожалению, больше никаких сведений нет. Без отца бабушка растила шестерых детей. Её сестра Надежда Тамохина идёт вместе с внуком Савелием. Мальчик несёт портрет прапрадеда Щербинина Алексея Васильевича. Он воевал на Украине и погиб в Днепропетровской области в 1944 году. Савелий ещё малыш и вряд ли
осознаёт значимость происходящего, но он тоже – наследник Победы и праправнук героя-фронтовика.
Сама Надежда Николаевна несёт портрет деда, связиста Василия Егоровича Шеманина. Он вернулся с фронта раненый, простуженный, но главное – живой.
Людмила Анатольевна Брагина специально приехала из села Степного, чтобы пройти по улицам родного города с портретом отца, Анатолия Александровича Егупова. Его очень хорошо помнит старшее поколение верхнеуральцев: Анатолий Егупов – талантливый баянист, как он играл на танцах в старом ДК! Танкист Анатолий Егупов воевал на 3-ем Белорусском фронте, освобождал Украину и Польшу. Победу встретил в госпитале – в одном из боёв горел в танке – девять месяцев военврачи спасали его ноги. Он награждён орденами и медалями. После войны 25 лет работал в ДК.
– Жили мы в Зауралье, – рассказывает Людмила Анатольевна, – вроде и не очень далеко дойти до места работы. А ноги-то больные, да ещё баян нести нужно. Ему всегда кто-нибудь помогал, любили папу, уважали.
Брат и сестра, Женя Шивцов и Таня Фокина, оба с портретами прапрадедов. Чуть сбивчиво рассказывают: прапрадед Тани Пётр Леонидович Селедков прошёл всю войну, был поваром, вернулся живым. Прапрадед Жени Леонид Иванов, вернувшись с фронта, добровольно отбыл на Украину, там и погиб, очевидно, сражаясь с бандеровцами.
У супругов Александра и Любови Евстифеевых несколько портретов.
– Вот это два деда, – говорит Александр Сергеевич.
Виктор Григорьевич Миронов – кавалерист, воевал в Сталинграде, прошёл всю войну, вернулся живым. После войны работал кузнецом.
Николай Алексеевич Жаров ушёл на фронт в октябре 1941-го, а в декабре пропал без вести. О нём ничего не известно, но Евстифеевы пытаются хоть что-то узнать. Пока поиски успехом не увенчались.
Ещё на одном портрете – родственник Евстифеевых, Ахременко Никифор Акимович. Любовь Викторовна рассказывает о своём деде, Александре Павловиче Сарайкине. Он был фронтовым шофёром, подвозил боеприпасы артиллеристам. Попал в плен, дважды бежал, однажды преследовавшие его немцы спустили собак, и овчарки рвали пленного в клочья. Знатоки литературы сразу вспомнят рассказ М. Шолохова «Судьба человека», так похож этот эпизод на историю Андрея Соколова.
– От нас скрывали, что дед был в плену, сам он не рассказывал, но, вспоминая о войне, плакал. Он вернулся в 1947 или 48-м году, долго не мог устроиться на работу, постоянно проверяли. Позже работал водителем в Райисполкоме. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. О его военной судьбе мы узнали из красноармейской книжки.
Владимир Копьёв идёт с портретом отца. Леонид Александрович Копьёв всю войну прошёл в войсках НКВД, вернулся живым. Семья Копьёвых многодетная. Так случилось, что дядя Лёня (я очень хорошо знаю семью, авт.) рано овдовел и один, с помощью старших детей «поднимал» остальных малолетних.
Валентина Васильевна Завалищина несёт портрет дяди, Жулябина Леонида Егоровича. Признаётся, что знает о нём ничтожно мало.
– Бабушка говорила, что он лётчик, сестра, – что танкист. А он значится красноармейцем. Считался без вести пропавшим. Теперь есть сведения, что погиб под Вязьмой в 42-м.
Анатолий Иванович Агиевич и его сын Евгений идут с портретами отца и тестя Анатолия Ивановича – Ивана Андреевича Агиевича и Константина Петровича Буланова. О них я рассказала в прошлом году. Но внук героических дедов очень просил ещё раз вспомнить, что Константин Петрович закончил войну в Берлине и расписался на стене Рейхстага. Оба вернулись с фронта и прожили долгую хорошую жизнь.
Супруги Надежда Ильинична и Владимир Дмитриевич Абрамовы тоже с несколькими портретами. На фото, сделанном через много лет после войны, три брата Инчины: Илья, Николай, Василий Михайловичи – фронтовики, все возвратились живыми.
Отец Надежды Ильиничны, Илья Михайлович Инчин, танкист, механик-водитель самоходно-артиллеристского полка. Победу встретил в Румынии, награждён орденом Красной звезды, медалями «За взятие Будапешта», «За отвагу», «За взятие Берлина».
Дед Максим Фролович Филиппов начал воевать в 1939-м на Финской, а потом всю войну служил ездовым артполка, «таскал» пушки. Говорить о войне не любил.
Сотрудник ФКУ «Тюрьма» Николай Муньков идёт с портретом прадеда, Николая Ивановича Гусева, погибшего под Ленинградом, а его племянник Виктор – с портретом деда, Мунькова Николая Ивановича.
С портретом деда присоединяется к шествию Владимир Александрович Иванов: Фёдор Гаврилович Иванов прошёл две войны, погиб в 1946 году.
Супруги Олег и Татьяна Лаборешниковы несут портреты двух дедов Олега Геннадьевича. Семён Иванович Лаборешников в 1944 году был тяжело ранен в ногу в Прибалтике. Два года лечился в госпиталях, ногу отняли. Награждён. Николай Ефимович Березин закончил войну в Чехословакии, вернулся в 46-м. тоже был ранен, награждён орденами Красной звезды и Победы.
Ирина Воронова вместе с дочкой Ксюшей несут портреты очень хорошо известных в Верхнеуральске супругов Лисогор. Это дедушка и бабушка Ирины, военврач Пётр Николаевич и медсестра Вера Александровна. Оба служили в военном госпитале. После войны посвятили жизнь медицине. Ксюша их правнучка.
В группе форштадтцев, присоединившихся к шествию, идёт Ксения Васильева. Её прадед Иван Захарович Неудачин закончил войну в Берлине, награждён двумя орденами Красной звезды и медалью «За отвагу». Вернулся раненым. Дед, Васильев Николай Александрович, ушёл на фронт семнадцатилетним пареньком, прибавив себе год, чтобы взяли. Воевал на подступах к Москве.
Отец Александра Булаенко, Николай Афанасьевич, был призван на действительную военную службу в 1938 году. Служил в войсках НКВД, оборонял Москву, прошёл всю войну. В 1945-м был направлен в Закарпатье, домой вернулся в 1947 году, награждён.
И таких историй – великое множество, из них сложен путь к Великой Победе, значение которой не померкнет в веках.
Людмила КУЛАКОВА