Сотрудники рудника Чебачье организовали пресс-тур для представителей СМИ, чтобы показать, как работают шахтеры нашего времени.

Месторождение рудника вскрыто двумя стволами: вентиляционным стволом глубиной 416 метров и скипо-клетьевым стволом глубиной 408 метров. Сейчас основные добычные работы ведутся на горизонтах: 335, 365 и 400 метров. Отработка самого первого – 300-го горизонта – уже завершена.

С 2018 ведется строительство пятого горизонта на глубине 420 метров. В 2023 году здесь начнётся добыча руды.

На сегодняшний день на Чебачьем добыто 6 млн. 830 тысяч тонн руды. Ежемесячно здесь получают около 70 тысяч тонн руды.

Ворота предприятия для нас распахнулись рано утром. Первое, что бросилось в глаза, – чистота и ухоженность территории. Ежегодно сотрудники высаживают тысячи цветов и саженцев деревьев и тщательно за ними ухаживают.

Нас ожидал вкусный завтрак. После него мы встретились с руководителями рудника, которые дали основную информацию о рабочем процессе и провели инструктаж по технике безопасности. Разобравшись, как действовать в экстренной ситуации и как пользоваться самоспасателем, мы отправились на медосмотр. К счастью, все участники нашей группы были допущены к спуску в шахту. Каждому выдали полный комплект спецодежды: термобелье, портянки, верхнюю одежду, светоотражающий жилет, резиновые сапоги, каску, перчатки. Все получили респираторы, налобные фонари, индивидуальные самоспасатели.

Были даны последние инструкции, и мы направились в клеть, которая опустила нас на глубину 400 метров. Эти две минуты, пока мы были в ней, были одним из самых ярких впечатлений: каменный тоннель, по стенам которого бежит вода, вокруг шум и тьма, не рассеивающаяся даже от света фонарей…

Перед нами предстал целый подземный город со своей инфраструктурой: собственная система освещения, трасса со знаками дорожного движения, шиномонтаж… Это не тесные тоннели, где можно передвигаться только пригнувшись – высота сводов около 5 метров, а то и больше. Асфальта там, правда, нет и идти приходится по лужам, запинаясь о камни, но это не страшно.

Нашим сопровождающим был главный инженер рудника Алексей Анатольевич Печёнкин. Он в профессии уже больше 20 лет. Мы неукоснительно следовали за ним, ведь, как нам сказали, любое отступление могло привести к тому, что ты заблудишься. Оно и немудрено: только на одном горизонте почти 30 километров дорог с многочисленными ответвлениями. Впрочем, местонахождение «счастливчика», оказавшегося в такой неприятной ситуации, диспетчеры определят по фонарю с индивидуальным регистрационным номером.

Нам показали весь производственно-технологический процесс добычи руды. Ни одного шахтера с кайлом за все время мы не повстречали. Сегодня их уже не найти – ручной труд полностью заменили машины. Парк подземной

спецтехники рудника Чебачье насчитывает около трёх десятков различных машин.

– Все делается для людей. Техника легка и комфортна в управлении, в кабинах установлена шумоизоляция и фильтрация воздуха, а сама она, как капсула, защищает машиниста от обвалов, – объяснил главный инженер.

– Машина располагает к правильным, выверенным действиям, поэтому человек “с улицы” ею управлять не сможет. Да и не пустят его: техника стоит много миллионов, и работа все-таки опасная. Здесь все люди образованные и с большим опытом, – поделился своим мнением Максим Васючков, водитель шахтного самосвала Minetruck MT2200.

Все же видели детские машинки на дистанционном управлении? Мы нашли такие же и в шахте, только габариты у них побольше раз в десять. Василий Шумилов, водитель ПДМ LH517, пока разговаривал с нами, нажимал кнопки на джойстике, и огромная машина на наших глазах разворачивалась, поднимала и опускала ковш (который, кстати, ростом с человека, мы проверили).

– Есть участки в шахте, где большая вероятность обвала, поэтому людям туда нельзя, отправляют только технику на дистанционном управлении. Ковш уже стал продолжением моей руки, поэтому работать так – одно удовольствие, – заметил он.

Вопреки популярному мнению, работа в шахте не «чернуха», где люди просто вкалывают до седьмого пота. Это высококвалифицированный, ответственный труд, требующий крепкого здоровья и определенных личных качеств. И в этом мы убедились лично, пообщавшись с персоналом рудника. Это не суровые, молчаливые «мужики», а вполне дружелюбные ребята, каждый со своей историей.

Оказывается, у шахтеров существует много суеверий. Кто-то не бреется с первой по пятую смену, кто-то всегда берет с собой под землю ключи от дома, чтобы обязательно вернуться. Но самая распространенная примета – не менять каску, иначе это сулит неприятности. По словам главного инженера, его каска служит ему с 2005 года, и менять он ее не собирается.

Как бы ни хотелось нам продолжить путешествие, мешать производственному процессу нельзя: мы поблагодарили сопровождающих и вернулись к клети.

Уставшие, но довольные, с бурными обсуждениями увиденного, мы поднялись наверх. Сдали самоспасатели, фонари и пошли переодеваться.

Спецодежда с инвентарем довольно тяжела для новичка, поэтому все испытали облегчение, когда переоделись. Нас накормили обедом, который после такой экскурсии казался в сто раз вкуснее обычного.

Каждому из нас вручили памятные подарки от Русской медной компании и провели небольшую экскурсию по наземной территории.

Поздравив с профессиональным праздником сотрудников, наша группа покинула рудник. Уверена, эта поездка останется в памяти каждого из нас надолго.

Вероника ГАВРИЛИНА