27 января отмечается 75-я годовщина снятия блокады Ленинграда.

Как сообщили в Управлении социальной защиты населения, в настоящее время в районе нет ни одного «блокадника». Но живы дети войны, напрямую связанные с блокадой города на Неве через своих отцов. Один из них – верхнеуралец Валерий Андреевич Личидов. Вот что он рассказал.

Его отец Андрей Яковлевич после окончания с отличием Таганрогского медучилища попал на Балтийский флот, служил фельдшером в морской авиации. Мать к тому времени закончила медучилище и была направлена на работу в Баймак, где жили родители Андрея. Когда тот приехал на побывку, познакомились, вскоре поженились. Перед самой войной у них родился сын.

О военном времени Андрей Яковлевич говорить не любил. Валерию Андреевичу запомнились с его слов лишь два момента.

– Отправляли из блокадного Ленинграда детей через Ладогу по «дороге жизни», – рассказывал отец. – Зимой – на машинах, летом – на катерах. И как будто с противоположной стороны кто-то караулил отправку! Только отъедут-отплывут от берега, тут же налетают мессершмитты, начинается бомбёжка. Ребятишки тонут, кричат. А ты стоишь на берегу и ничем им помочь не можешь, хоть землю грызи! Это было самым страшным.

Как сообщит после официальная статистика, свои дома покинули всего полтора миллиона ленинградцев, четыреста тысяч из них – дети.

– Стояли насмерть, чтобы немцы не подошли, – вспоминал Андрей Яковлевич. – Они к нам не могли подступиться, мы вперёд не могли продвинуться ни на шаг. Такое было противостояние.

Сутками не отходили врачи от операционного стола. Андрей Яковлевич Личидов, как фельдшер, занимался ампутацией. Работа шла беспрерывным потоком, валились с ног от неимоверной усталости. Особенно жаль было медсестёр.

«Имя моего прадеда – кадрового офицера, майора Андрея Яковлевича Личидова – внесено в Книгу Памяти. Он на войне работал в госпитале. В одном из боёв получил осколочное ранение в руку, но от операции отказался. Этот осколок так и остался у него на всю жизнь. Хочу быть достойной его героического прошлого» – написала в сочинении его правнучка Ксения.

Кстати, её сочинение «Война в судьбе моей семьи» признано одним из лучших во Всероссийском конкурсе в 2015 году. Ксения Личидова ездила в Москву для награждения, которое состоялось на Поклонной горе в зале Славы.

От начала и до конца блокады находился Андрей Яковлевич на «дороге жизни». Многого насмотрелся. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны. После демобилизации у него была возможность остаться работать в Ленинграде. Отказался наотрез, уехал с семьёй на Урал.

Многое довелось испытать и его жене Ольге Васильевне. Когда началась война, муж предупредил: «Уезжайте на Урал» – и возвратился на службу. Она собрала самое необходимое и, подхватив грудного сынишку, поехала в

город. Окружение Ленинграда началось с севера, ещё можно было эвакуироваться.

Только отъехали от станции, налетели немецкие бомбардировщики. Люди в панике выскочили из вагонов. Бросилась за всеми и беременная Ольга, второпях подхватив малыша… вверх ногами. Бежала, падала, снова поднималась. Когда вернулась в вагон, мальчик был без сознания, всё его лицо разбито. К счастью, он пришёл в себя, открыл глаза. Это было только начало больших испытаний.

Вторая бомбёжка оказалась более длительной: три часа пришлось высидеть в болоте. Когда объявили: «По вагонам», Ольга едва успела добежать до состава, подхватили уже на ходу поезда. Сунулась было к своим вещам, но их на месте не оказалось.

Если рассказывать о всех мытарствах, которые довелось испытать молодой женщине по дороге на Урал – газеты не хватит. Два месяца находилась в пути. В Сибае по счастливой случайности встретила брата мужа, который ехал на фронт. Тот едва узнал в исхудавшей, с многочисленными ссадинами, в платье, ломавшемся от грязи, с замотанным в портянки ребёнком на руках некогда стройную видную невестку. Крайне истощённого Валерия еле выходили.

Второй раз судьба сберегла его уже после войны, в 1947 году. В Латвии, где служил отец, ребятишки всегда играли у разбитой немецкой военной техники, кругом были заминированные леса. Как-то Валерий провинился, и мать в наказание оставила его дома. Пятеро его друзей в этот день подорвались на мине.

Валерию Андреевичу Личидову 78 лет. Недавно они с супругой Лидией Григорьевной отметили «золотой» юбилей совместной жизни. Они вырастили двух сыновей, радуются четырём внукам. Старшего сына назвали в честь деда Андреем. Младший Сергей хранит его военный китель с орденами-медалями и морской кортик.

Ирина ЕФИМЕНКО

На фото: Андрей Яковлевич Личидов перед войной… и в 1982 году

Кто, глядя на это семейное фото, скажет, что Валерий старше своей сестры Людмилы на два года!