Кошелёк. В понедельник, разглядывая цены на заправочных станциях, автомобилисты ворчали в адрес зарвавшихся монополистов.
— Ты посмотри, что творят! Опять повысили. Надо было вчера заправиться…
Действительно, пора бы нам привыкнуть к тому, что каждую неделю меняется стоимость горючего. «Ценовой беспредел» не может не напрягать, поскольку, известно, что за ним потянутся цены на всё остальное.
Политика нефтепереработчиков понятна: повышение самого ходового в мире товара «почаще и на копейки», внешне протекает вроде незаметно. Однако посмотрим, как оно выглядит на наших АЗС с начала года.
В январе 92-й «Евро» твёрдо держался на 37 рублях, и, казалось, не собирался расти. Потихоньку, «по копейке» к концу мая он перевалил сорокарублёвый рубеж (40,35р.).
Аналогичная история с 95-м «Евро»: с 40,75 тот вырос до 43,95 рубля. Его октановый брат «Экто» бьёт все рекорды и за его литр берут по 44,55. Лишь 12 копеек уступает ему дизтопливо (44,43).
Кстати, последнее майское повышение добавило цене литра солярки сразу полтинник, как и обеим маркам 95-го бензина.
Арифметика проста. Рассмотрим, как отразились ценовые перемены на владельце, скажем, «Жигулей». За среднюю заправку в 20 литров он в мае стал переплачивать по 67 рублей с бака. Если, допустим, заправляться каждый день, то за месяц кошелёк потеряет около двух тысяч рублей. Это как раз те незаметные еженедельные копейки, к которым мы привыкли на протяжении текущего года.
Когда ценовые скачки закончатся, никто сказать не может. Зато «Комсомолка» (№54) опубликовала ответ Центробанка на вопрос, почему растут цены на бензин…
Мнение эксперта
Вот как ответила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева: «Бензин последнее время дорожал под действием двух факторов. Во-первых, из-за увеличения международных цен на нефть. Исторически розничные цены на горючее больше связаны с мировыми ценами на нефть, чем с национальными. А все потому, что бензин и дизтопливо идут на экспорт. Нефть марки Brent подорожала в 2018 году на 10$ за баррель – отсюда и рост цен на бензин.
Второй фактор – это увеличение акцизов (косвенных налогов, которые платит производитель. Ред.) на топливо. Напомним, в этом году акцизы вырастут дважды. Один раз это уже произошло. Сбор вырос на 50 копеек за литр в начале года. Ещё столько же прибавится летом.
На рост цен традиционно повлиял и «сезонный фактор» — весенние ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, начало сельхозработ, а также возросшая активность автомобилистов.
Николай ВАСИЛЬЕВ