9 мая ложкинцы шли в Бессмертном полку по улицам деревни с портретами погибших и воевавших родных. За каждым портретом – судьба, порой непростая.

Семья Чумаковых несла портрет дяди Кучкина Михаила Алексеевича. Совсем ещё молоденький 20-летний паренёк пропал без вести в 1944 году. Благодаря интернету, теперь Чумаковы знают, как погиб и где похоронен брат их отца. На портрете, который держала З.А. Ковелина, изображён бравый военный – её дядя, Каретников Иван Иванович. Он вернулся с войны живым и здоровым. Преподавал в военном училище в Красноярске. Т.Ф. Сайфулина рассказала историю своей семьи. Её деда, Ковалёва Михаила Григорьевича, призвали на войну в 1941 году. В этом же году бабушка получила на него похоронку. Брат деда, старший лейтенант Ковалёв Захар Григорьевич, также сложил голову на поле битвы. Дядя, Ковалёв Иван Михайлович, штурмовал Кёнигсберг, дошёл до Берлина, охранял трёх глав государств на Ялтинской конференции, за что был удостоен награды. Затем его переправили в Литву. В 1947 году Иван Михайлович погиб в бою с «лесными братьями», похоронен в братской могиле в городе Алитус. Ещё один дядя – Шпаков Степан Петрович – служил с 1937 по 1947 год на Балтийском флоте. Во время войны немцы бомбили корабль, три раза он тонул, но спасался. Когда его спрашивали, молился ли он в такие моменты, отвечал, что, оказавшись в ледяной воде, твердил: «Всё равно останусь в живых, всё равно выберусь». Жена ждала его десять лет, признавалась, что день и ночь молилась за него. Дядя Степан вернулся и прожил до 83-х лет. Его брат, Шпаков Сергей Петрович, вернулся с войны живым и невредимым. То ли от радости, которая переполняла парня, сердце его остановилось в первый же день пребывания дома.

Мама Т.Ф. Сайфулиной Пелагея Петровна во время войны работала на военном заводе в Кемерово, где делали снаряды (до 1948 года). Работали по 24 часа, получали 100 граммов хлеба и тарелку похлёбки. Спали в цеху на цементном полу, не было сил идти в общежитие. Когда закончилась война, фронтовиков встречали радостно и торжественно. В каждом дворе, организациях, накрывали столы, угощали фронтовиков, – вспоминала она.

Отец Е.И. Грушецкой Стрижов Иван Степанович служил в кавалерии. Попал в самое пекло: сражался за Сталинград и Севастополь. Иван Степанович вернулся домой живым, но с ранениями.

Шествие Бессмертного полка в Ложкина – это дань памяти погибшим, ветеранам войны, труженикам тыла, гордость за своих предков, благодарность за беспримерный подвиг, эстафета, которую мы передадим нашим детям и внукам.

Зухра ЛЕОНТЬЕВА