Все дальше и дальше уходят от нас страшные дни с бомбежками и пожарами, крематориями концлагерей и слезами вдов – дни Великой Отечественной войны.
Все меньше становиться победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях тех лет, о выживших и погибших не уходит. Она наполняет нас гордостью за славный подвиг людей, одержавших Великую Победу.
Война… Жестокое, страшное время. Время тяжелейших испытаний и неимоверного напряжения всех сил. Минуло 80 лет со дня Победы, война отодвинулась, отлегла от души, но наступило время Памяти. Особое место в памяти занимают женщины — фронтовички, женщины — труженицы тыла. Женщины и война? По сути эти два слова не должны стоять рядом. Женщина олицетворяет семейное счастье, доброту, нежность, а война – это смерть, боль, разруха. Не известно точное количество женщин, девчонок и девушек, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. А сколько их в тылу надрывалось на непосильной мужской работе, сколько их не дожило до Победы, до мирного неба, до яркого весеннего солнца сорок пятого!
Прокатилась война и по судьбам наших землячек, женщин поселка Волковский. В нашей библиотеке собран большой краеведческий материал по теме войны, где особое место занимает материал о женщинах – фронтовичках.
По призыву И. Сталина комсомолки Верхнеуральского района вызвались идти на фронт добровольцами. В 1942 году на фронт ушло 17 девушек — комсомолок, среди них наши односельчанки Мария Петровна Найденова, Нина Александровна Подьячева.

Волею судеб наши землячки были связаны с блокадным Ленинградом, об этих женщинах наш рассказ.
Перед нами фотография 1944 года с водительского удостоверения Марии Найденовой (29.03.1923 – 01.01.1998). Родилась она на хуторе Почуев поселка Волковский. После призыва в армию и краткосрочных курсов медсестер Мария была направлена в Ленинград. Работа медсестер была необходима повсюду: после бомбежек и артобстрелов необходимо было оказывать помощь раненым на улицах и в бомбоубежищах. Вскоре Мария была откомандирована в Ленинградский детский дом. Обессилевших ребятишек, которые получали в блокадном городе 125 грамм хлеба в сутки, необходимо было вывезти в тыл. Это оказалось возможным только по «дороге жизни» через Ладожское озеро. Мария должна была следить за здоровьем детей в пути. Во время движения колонны началась бомбежка, немецкие самолеты, низко летавшие над колонной, сбрасывали бомбы, пытаясь попасть в машины с детьми. Жуткий гул, страх в глазах малышей – все это стояло перед глазами Марии до конца ее жизни. Бомба попала одну из машин, и та на глазах у всех ушла под лед вместе с маленькими пассажирами… Оказавшись на «большой земле», Мария твердо решила стать водителем и добилась своего. Остаток войны она перевозила снаряды, раненых и тяжелобольных на «большую землю», а в Ленинград везла продовольствие, одежду, медикаменты, а однажды – концертную бригаду. Машина Марии Петровны – полуторка, была холодной, крыша и двери из фанеры, а чтобы во время движения стекла не замерзали, многие водители снимали дверцы: так во время бомбежки легче было ориентироваться, а если в машину попадал снаряд, успеть спастись, выскочив на полном ходу.
Окончание войны Мария встретила в Польше, вернулась в родное село и много лет трудилась заправщицей на центральном отделении совхоза «Красный Октябрь». В последние годы жизни Мария Петровна сильно болела, сказывались лихие фронтовые годы, но даже будучи больной, не могла отказывать людям в помощи. Ее называли «знахаркой», она лечила людей заговорами, мазями, настоями из трав и просто добрым словом, вселяющим людям надежду на выздоровление.
На следующей фотографии – Нина Подьячева (24.12.1924 — 22.01.2006). На обратной стороне надпись, адресованная подруге, Валентине Осиповне Горбуновой, старейшей учительнице Волковской школы. Именно она передала это фото в дар нашей библиотеке. «На долгую память дорогой подруге Валечке. Пусть эта фотокарточка тебе напомнит о многом прошлом в нашей бывшей жизни. Не забывай. В годы моей службы отечественной войны. 27.07.44 г.»
Нина Александровна была призвана на фронт с хутора Воронцова. Из воспоминаний племянницы Л.Турецковой: «Нина Александровна воевала в зенитном полку, я ее расспрашивала про войну, но она неохотно рассказывала, говорила, что было очень тяжело и страшно. У каждого была своя работа, она была ведомой. Мне было непонятно, что это значит? Нина Александровна объясняла, что уходила вместе с разведкой в тыл врага, и должна была также привести их обратно к своим. Так как разведчики уходили очень далеко, в темноте не всегда могли сориентироваться, как выйти обратно к своим. Она все это время лежала, либо закрытая в снегу, либо разведчики заваливали ее ветками. В общем, они прятали ведомую, чтобы немцы ее не заметили. Тетя рассказывала, что порой немцы проходили совсем рядом с ней, и было очень страшно».
После окончания войны командир части уговорил Нину остаться в Ленинграде, где она вышла замуж за Сергея Перцева, в 1946 году у них родилась дочь Галя.
Всю свою жизнь она так и осталась на боевом посту – работала в охране инкассации с оружием в руках.
На последнем фото четыре девушки, на переднем плане Прасковья Гавриловна Кошкарева, девичья фамилия Обихвостова (01.12.1921 — 29.12.2001). Девушки в военной форме, снимок не очень четкий, но все же видно, что девушки молодые, красивые и счастливые, так как уверены, что Победа не за горами, снимок сделан в конце войны. На фронт Прасковья Гавриловна была призвана из Харьковской области, село Редкодуб. Судьба распорядилась так, что служила она вместе с Ниной Подьячевой. Службу они проходили в 381 стрелковой дивизии, сформированной в Златоусте.
В части, где служили девушки, насчитывалось 1300 зенитых установок, 230 зенитных пулеметов, часть находилась 20-60 километрах от Ленинграда. Всего за период блокады части противовоздушной обороны (ПВО), прикрывавшие Ленинград, отразили свыше 270 налетов, уничтожили в воздухе и на земле 1561 самолет противника.
В тяжелые дни войны девчатам пришлось увидеть кровь и гибель друзей и подруг, обессилевших от голода стариков и детей, бредущих в поисках воды, слышать гул немецких самолетов и разрывы бомб. Но они мужественно смотрели в небо и старались, чтобы каждый снаряд их зенитной установки попал в цель. Честно выполнив долг, они сумели дожить до победного сорок пятого.
После войны Прасковья Гавриловна вышла замуж за Александра Ивановича Кошкарева, участника битвы за Ленинград, раненого в 1944 году. В наших краях молодые фронтовики поселились в поселке Урляды, потом сменили место жительства на поселок Волковский, где Прасковья Гавриловна работала свинаркой. Гражданский подвиг этой женщины нужно отметить тем, что в их с Александром Ивановичем семье родилось восемь детей, а после войны воспитать всех было непросто, но они с честью справились.
Память, память.
Ты порой тревожно
Бьешь по нервам, бешено скользя,
Позабыть такое невозвожно,
Потому что позабыть нельзя.
Нонна Журавлева-Гросс