В ночь на 17 июля 1918 года в 1 час 15 минут в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге были убиты: Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна и их дети – великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей. Об этой трагедии написано множество исторических, документальных, художественных исследований, но вспомнить о ней заставляет 100-летие этой страшной даты.
Династия Романовых служила на благо России 304 года (1613-1917), начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Тернистый путь восхождения последнего русского императора и его семьи на Голгофу начался после его отречения от престола в марте 1917 года. Сначала царская семья содержалась под арестом в Царском селе. Специальная комиссия временного правительства изучала материалы для возможного предания Николая и императрицы Александры Федоровны суду по обвинению в государственной измене. Не найдя доказательств, правительство склонялось к выселке семьи за границу в Великобританию. В августе 1917 арестованных перевезли в Тобольск. За «дело» взялись большевики, основной идеей которых был открытый суд над бывшим императором. Готовились доставить его в Москву, а главным обвинителем сделать Льва Троцкого – яростного трибуна революции. Но в это время возникли сведения о «концентрации в Тюмени и Тобольске белогвардейцев-заговорщиков для похищения царя». И тогда президиум ВЦИК принимает решение о переводе царственных особ на Урал. Семью Романовых доставили в Екатеринбург и разместили в доме Ипатьева, который стал их последним пристанищем.
А между тем в охваченной бурей революции стране события развивались стремительно: разразилось восстание белочехов, на Екатеринбург наступал корпус адмирала Колчака. Эти события ускорили принятие решения о расстреле Царя.
Организовать расстрел всей венценосной семьи, а также доктора Боткина, слуг, находившихся в доме, было поручено коменданту Дома особого назначения Якову Юровскому. Подробности казни известны из следственных протоколов и со слов «воспоминаний» ее непосредственных исполнителей. Революционная пропаганда сделала их героями, «выполнившими тяжелый революционный долг».
Вот только несколько «воспоминаний» участников расстрельной команды о выполненном долге.
— Первым выстрелил я и наповал убил Николая (Я. Юровский)
— Я выстрелил в царицу… Попал ей прямо в рот, через две секунды она была мертва. Затем я выстрелили в доктора Боткина… пуля попала ему в шею. Выстрел Юровского сбросил цесаревича на пол, где он лежал и стонал. Повар пригнулся к углу. Я попал ему сперва в тело, а потом в голову. Ваганов расправился с Царевнами: они лежали грудой на полу и стонали, умирая…
После чудовищной расправы тела убитых вывезли из дома и пытались уничтожить: обливали кислотой, сбрасывали в шахту. В итоге расстрельная команда зарыла тела в яме вблизи переезда №184, где и были обнаружены останки в июле 1991 года.
Убийство царской семьи до сих пор остается неразгаданной тайной. Существует множество версий и трактовок, остается открытым вопрос подлинности найденных останков. Русская православная церковь не нашла оснований, чтобы признать их мощами царственных мучеников, а директор канцелярии Российского императорского дома считает недостаточной проведенную генетическую экспертизу.
И тем не менее, останки Николая II, Александры Федоровны, княжон Ольги, Татьяны и Анастасии захоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, царская семья канонизирована церковью и 17 июля является днем памяти святых царственных страстотерпцев.
Повернуть время вспять невозможно, но из всего нужно извлекать уроки. Нельзя допустить, чтобы кровавая смута, поглотившая Россию в начале 20 века, повторилась вновь.
Подготовила Людмила КУЛАКОВА