На Южном Урале живут представители самых различных народов, сохраняя самобытность и взаимоуважение.
Тему межнациональных отношений не первый год освещает Школа этнокультурной журналистики – проект, который Союз журналистов Челябинской области реализует при поддержке Фонда президентских грантов.
Очередное занятие этношколы собрало в Карталинском районе около 30 представителей средств массовой информации региона. Журналисты смогли узнать о национальных и культурных особенностях территории, познакомиться с казахскими обычаями и культурой и даже попробовать национальные блюда.
Дети разных народов…
Своим опытом поделилась главный редактор газеты «Карталинская новь» Сания Жамбусинова, а главный редактор «Сельских новостей» Александра Цыганова рассказала о сотрудничестве с национально-культурными центрами Брединского района, о том, как их газета поддерживает сохранение этнической самобытности народов, живущих на территории района.
Основой карталинских земель являются казачьи станицы, основанные еще в середине XVIII века, а самое первое поселение – Полтавку основали 200 табынских казаков и 19 калмыков.
– Чтобы рассмотреть этапы формирования этнического состава нашего района, нужно углубиться в его прошлое. Район состоит из поселений, 10 из которых – сельские, и каждое из поселений имеет свою историю, – рассказала директор Карталинского краеведческого музея Татьяна Паули. – Началось создание заградительной казачьей линии в 1742 — 1743 годах с поселений Еленинского и Анненского. Большую роль в национальном многообразии района сыграло строительство железной дорог, а также добыча угля, для чего привлекли опытных горных инженеров, в том числе и иностранцев, а также порядка 500 рабочих различных специальностей и национальностей.
Во время Великой Отечественной войны сюда приезжали эвакуированные, в том числе шахтеры из Донецка, которые развивали здесь угледобычу. Многие остались жить на гостеприимной уральской земле. В послевоенное время в Карталинский район съезжались со всего Советского Союза комсомольцы-добровольцы поднимать целину.
– Карталинский район находится очень близко от Казахстана, у нас проживает немало представителей разных национальностей, все живут дружно, помогают друг другу решать различные вопросы, – рассказала заместитель главы района Наталья Максимовских.
85 процентов жителей района – русские, так же здесь проживают казахи, украинцы, белорусы мордва, таджики, узбеки, цыгане… За всю историю здесь ни разу не слышали о межнациональных проблемах, а дети, играя между собой, никогда не обращают внимания на национальность товарища. В поселках Неплюевке, Новониколаевке, Сухореченке бок о бок живут люди разных национальностей и отмечают все праздники вместе. Казахи вместе с русскими красят яйца на Пасху и ныряют в прорубь на Крещение, а православные с удовольствием отмечают вместе с соседями Науруз или Курбан Байрам.
В Карталинском районе ежегодно совершается немало межнациональных браков. В казахской семье Жамбусиновых два русских зятя, и это не стало препятствием к взаимопониманию.
– В межнациональных проблемах виноваты люди, которые не так воспитаны, неадекватно воспринимают окружающий мир, не умеют принимать людей другой национальности, – уверена Сания Рахмеджановна.
Важен вопрос сохранения национальной самобытности. В районе действуют национальные центры, активны творческие коллективы, однако не секрет, что зачастую молодое поколение тех или иных народностей, живущих на территории России, уже не знает ни своего языка, ни национальных традиций. Здесь были попытки открывать курсы казахского языка, однако организаторы столкнулись с тем, что нет квалифицированных преподавателей. О такой же проблеме с башкирским языком на своей территории говорила председатель Союза журналистов Челябинской области, главный редактор газеты «Саткинский рабочий» Светлана Зайцева. При этом все участники семинара сошлись в мнении о том, что необходимо поддерживать культуру любого народа, не важно, насколько бы мал он ни был.
С большой любовью и бережностью сохраняют культуру и историю своей земли в Карталинском краеведческом музее, который с самого создания работает в тесном сотрудничестве с национальными объединениями района. Здесь регулярно проводят выставки декоративно-прикладного творчества народных умельцев района, организуют конкурсы, реализуют различные проекты. Один из самых известных и любимых карталинцами – День поселений, где каждое демонстрирует свои достижения, показывает свою самобытность, и здесь не обходится без участия национальных объединений. Такие праздники – яркое проявление межэтнического сотрудничества. В национальные объединения входят люди разных поколений, они проводят национальные праздники, культурно-просветительские акции, конкурсы, концерты.
Щедрость казахского дастархана
Чтобы поближе познакомиться с казахской культурой что называется «на земле», участники этношколы побывали в старинном селе Неплюевке, основанном как казачье поселение в 1844 — 1846 годах в честь выдающегося государственного деятеля России, сподвижника Петра I оренбургского генерал-губернатора И.И. Неплюева. На этой земле с богатейшей историей не один век живут в мире и согласии русские и казахи, татары и башкиры, армяне и мордва, чуваши и таджики, бережно хранят свои традиции и обряды, передают знания и опыт подрастающему поколению, помогают друг другу в радости и заботах. Тесное межэтническое взаимодействие через общение и творчество происходит на площадке местного дома культуры.
Вместе с главой поселения Татьяной Игнатьевой журналистов приветствовала руководитель неплюевского Дома культуры Ирина Слинкина:
– В казахском доме гость – посланник божий, вместе с которым в дом приходит благодать.
Журналистов принимала в своем большом и гостеприимном доме семья Аскара и Гульнар Буркутбаевых. По древнему казахскому обычаю у ворот гостей осыпали конфетами, а затем национальное объединение «Ак жаулык» под руководством Назгуль Бримжановой представило большую культурную программу, где нашлось место казахским народным песням и танцам, рассказам о костюме и музыкальных инструментах, мастер-классам по прядению шерсти и приготовлению традиционных блюд. Гостям показали, как нарезают и жарят в кипящем масле баурсаки, раскатывают сочни для бешбармака. А в завершение встречи пригласили за большой стол с угощениями казахской кухни – богатый дастархан.
«Тусау кесер»
Обряд перерезания пут проводится для каждого малыша, который только начал ходить. Казахи верят, что он поможет обрести твердую почву под ногами, выбрать свой путь в жизни, даст малышу здоровье, благополучие и оградит от несчастий,
Для проведения обряда потребуется специальная белая ткань «ак жол» и разноцветный жгут «тусау» из трех ярких ниток. Белый символизирует чистоту, зеленый – здоровье, красный – достаток. Этим жгутом – путами ребенку перематывают ножки в щиколотках восьмеркой, как путы коню.
Разрезает путы заранее выбранный человек, уважаемый, энергичный, обладающий многими положительными качествами. Казахи верят, что малыш заимствует качества того человека, который ему перерезал путы, поэтому выбирают участника этой процедуры со всей тщательностью. Затем он говорит малышу напутственные слова и ведет его по белой дорожке, в конце которой лежат несколько предметов. В нашем случае это хлеб (баурсак), домбра и книга. Малышу предстоит выбрать «жол тандау» – свой жизненный путь. Хлеб означает, что будущий член общества будет всегда сыт, книга – что ребенок станет умным и любознательным, а домбра – творческую натуру. Малыш выбрал баурсак, а значит, голодным ему в жизни не бывать.
В завершение обряда ребенка осыпают деньгами и сладостями, чтобы жизнь его была богатой и счастливой. А затем семья и почетные гости возносят молитву о здоровье и благополучии младенца.
У очага предков
Юрта – традиционный дом казахов, где жили кочевники, переходя от пастбища к пастбищу. Центр юрты – очаг, отау – самое сокровенное место. Здесь готовился дастархан, за которым собиралась большая семья, встречали гостей. Самое почетное место – напротив входа, сюда сажали самых желанных посетителей. Левая сторона – для мужчин, там располагались охотники и добытчики, а правая – женская, здесь была кухня.
Юрту всегда ставили входом на юг, ведь через поднятый над входом полог, как и через шанрак – круговое навершие купола юрты сюда попадали лучи солнца, освещающие жилище и дающие понимание о времени дня. Вдоль войлочных стен юрты висят красивые национальные костюмы, а также ковры, которые украшают юрту и дают дополнительное тепло.
У входа в юрту – мешки доорба. На праздниках (свадьба, рождение ребенка и другие) в них складывают подарки, право открыть такой мешок предоставляется самым почетным гостям.
Готовим баурсаки
Нам понадобятся:
- 0,5 литра молока;
- пять столовых ложек растительного масла в тесто, а также для фритюра;
- 10 грамм дрожжей;
- 600-700 грамм муки;
- две столовые ложки сахара;
- соль по вкусу.
В подогретое молоко помещаем дрожжи, сахар, оставляем на 10-15 минут, затем добавляем масло, просеянную муку для того, чтобы получилось мягкое, не липкое тесто. Даем ему дважды подняться и обминаем, на третий раз раскатываем в пласт толщиной примерно в один сантиметр, нарезаем ромбиками со стороной четыре – пять сантиметров. Бросаем кусочки теста в казан с кипящим маслом, чтобы баурсаки в нем плавали, обжариваем до образования золотистой корочки, затем выкладываем на бумажное полотенце, чтобы убрать излишки масла.
Приятного аппетита!