К 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.
27 января Россия отметила 80-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда. Именно в этот день в 1944 году в результате Ленинградско — Новгородской стратегической наступательной операции германские войска под Ленинградом (в наши дни Санкт-Петербургом) были окончательно разгромлены, а блокада города была полностью снята.
За город на Неве воевало немало и наших земляков, делавших все, что в их силах, чтобы отстоять культурную столицу Советского Союза. Вот их имена:
Антонов Евгений Лаврентьевич, Бухтияров Николай Никитович, Ефимов Александр Михайлович, Зяблицев Федор Иванович, Иванов Сергей Федорович, Каширина Анна Викторовна, Кибалов Николай Иванович, Кожанов Константин Георгиевич, Кошкарова Прасковья Гавриловна, Латохин Иван Никитович, Лисицин Николай Терентьевич, Литовкин Владимир Петрович, Липовцев Николай Федорович, Обухов Павел Андреевич, Павлюков Иван Александрович, Пестряков Илья Петрович, Подъячева Нина Александровна, Попов Павел Степанович, Редькин Василий Дмитриевич, Рысенко Василий Павлович, Савченко Василий Борисович, Сапожников Николай Петрович, Стаханов Егор Никитович, Шелепов Степан Филиппович, Федоров Петр Николаевич, Фомин Михаил Андреевич и многие другие.
Хотелось бы познакомить читателей «Красного уральца» с воспоминаниями некоторых защитников города Ленина. Николай Бухтияров, уроженец хутора Берестин, до войны работал шофером, поэтому и на Ленинградском фронте служил в автомобильном подразделении. Зимой водителю приходилось не раз пересекать на своем грузовике Ладожское озеро – знаменитую «Дорогу жизни».
Вот что рассказал ветеран войны ученикам городской школы, заполнявшим анкету на него: «Мы ехали через Ладогу, везли продукты в Ленинград. Немцы начали бомбить с самолетов. Бомба упала на лед, произошел взрыв, и одна из наших машин, шедших в колонне, ушла под лед со всеми продуктами…»
Таким же водителем служил и другой верхнеуралец – Николай Сапожников. На фронт он попал в декабре 1942 года. Он поведал верхнеуральским школьникам в канун сорокалетия Победы следующее: «Я сражался на Северо-Западном фронте, приходилось участвовать и в обороне Ленинграда… В блокаду мы возили по Ладоге снаряды, продукты, теплую одежду. Войну закончил в Ленинграде. После ранения получил инвалидность 2-й группы».
В основном фонде музея хранится папка с документами участника битвы за Ленинград Николая Кибалова. Хоть Николай Иванович и не был изначально жителем нашего района, но послевоенная судьба фронтовика тесным образом связана с Верхнеуральском. После окончания в 1948 году архитектурно-планировочного техникума в Новочеркасске он жил и трудился в Верхнеуральске. Кибалов работал преподавателем, а затем завучем в верхнеуральской школе строительных мастеров, откуда и ушел на пенсию. Процитирую отрывок одного из документов, записанного со слов Николая Кибалова сотрудником музея Н.И. Гаевой: «Кибалов Николай Иванович состоял членом партии с 1943 года. Воевал на Ленинградском фронте в составе 182 стрелкового полка 56 стрелковой дивизии 55 армии. Являлся командиром огневого взвода 45-мм пушек. За боевые заслуги награжден орденом Красного Знамени, многими медалями. После войны принимал активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Закончив Новочеркасский строительный техникум, был направлен в Челябинскую школу строительных мастеров (Верхнеуральск), где и проработал более 30 лет…»
А вот еще небольшая выдержка из иного документа об участнике войны Николае Кибалове: «В 1978 году ветеран с дочерью Наташей ездил на место боя. Со слезами боли и радости, гордости, достоинства рассказывал ей, как переменился и похорошел Ленинград, его окраина. И, обобщая, сказал: «За все это не жалко не только потерянного здоровья, но и всей жизни…»
Вот какие большие патриоты отстаивали нашу Родину в ту страшную войну. И нам, сегодняшнему поколению россиян, нужно помнить и не в коем случае не забывать тех ужасных событий и жертв, которые понес советский народ.
К сожалению, далеко не все из участников обороны Ленинграда вернулись живыми с войны. Так, согласно Книги памяти по Верхнеуральскому району, на подступах и вблизи Северной столицы сложили свои головы 129 воинов-верхнеуральцев, и думается, что этот список можно продолжить.