– Что-то изменилось за год в личной жизни?

– Приглашают на праздники читать стихи, но я уже никуда не хожу: ноги болят. И потом в школе новый коллектив, другие учителя. Первого сентября просто жалко то, что ушло. Сейчас другое время, всё по-другому. По телевидению удивилась: дали задание в начальных классах: какие цифра надо умножить, получить 18. Ученик ответил: 2 х 9. Учительница зачеркнула: надо 9 х 2. Жизнь другая, и методика другая.

– Но нельзя забывать бывших учителей, какое бы время ни было.

– Ученики не забывают. Единственное, чем довольна в жизни. Вспоминаю иногда: как школу здесь закончила, в Верхнеуральске – 10 классов в первой школе, в Ленинграде – пединститут имени Герцена. Приехала сюда – нет мне работы. Два года была воспитателем. Ученики из Казанков и Тайсары жили в интернате, я была с ними, читала им книги. Они были рады. Такое время тогда было. Потом вела пение, рисование, географию, немецкий даже – сначала дома выучу, а потом преподаю. После и у нас сделали 8-летку, стала вести историю. Когда новую школу построили, дали обществоведение.

Всё вспоминаю. Собирали металлом, макулатуру, каждое лето выезжали на Кизил в лагерь – помогали колхозу, дети работали, и никто в этом ничего плохого не видел. Кого труд испортил? Он только делает человека. А сейчас – пол нельзя заставить вымыть. Это что такое? На эту тему долго можно говорить: везде так.

Те ученики, с которыми я проработала, до сих пор благодарны мне, поздравляют в дни рождения, приезжают из Магнитогорска, я их не узнаю, столько времени прошло, с уважением ко мне относятся. Мы вместе с ними работали. Сейчас, когда перестала работать, смотрю: дети трудятся, учитель наблюдает. Но почему? Ведь нужен личный пример, я всегда занималась вместе с учениками, вместе делали одно дело.

– Подружки ваши живы-здоровы?

– Роза Абдулловна Сердобинцева ходит ко мне. Она вела немецкий язык в Кирсинской школе, ее муж – Владимир Ильич – вел физкультуру. Мы дружили, художественной самодеятельностью, дружим до сих пор. Школа сблизила. У нас не было никакого раздрая – мы друг друга уважали, никому не завидовали.

– Стихи прислали о деревне, кричащее стихотворение: власть, спаси деревню! Чем вызвано это?

– Теперь уже не знаю. В жизни ничего не осталось, а раньше был колхоз, было КБО, молокозавод, больница, где лечили и зубной врач, и акушер, я здесь рожала своих дочерей. Никакого сравнения – всё погибло. Как в лесу живешь, тишина гробовая. Сердце болит за это. Без деревни город не выживет, она спасает. Сердце болит за деревню, здесь я выросла. Просто сравнения нет никакого.

Что пожелаете первого сентября сегодняшним учителям?

– Не забывать педагогов, их опыт беречь. Но я довольна тем, что были у меня талантливые ученики, занимали первые места в районе, области. Светлана

Коляскина – моя ученица – заняла первое место в Челябинске по олимпиаде, я этим довольна.

Если ты стал учителем, надо любить детей, уважать, почему сейчас раздрай в школе – сколько лет проработала, никогда не было никакого конфликта. Надо найти подход к ребенку всегда, если он взбалмошный – надо обходить. Большую роль играет юмор – он скрадывает остроту, все проблемы. Он тебя обидел, а ты ему скажи шуткой – он поймет.