Наталья Кожевникова: «В первую очередь я – учитель, и остаюсь им во всём».

Это теперь директор школы и депутат районного Собрания Наталья Витальевна Кожевникова считает себя межозёрской. Но детство её прошло в Казахстане, откуда в шахтёрский посёлок семья Бойко переехала в 1981 году.

Поиск себя

Заканчивая среднюю школу, Наталья и не помышляла что, уже спустя четыре года, вернётся сюда учителем, а позже станет директором. Тогда семнадцатилетней выпускнице хотелось примерить милицейскую форму. Подталкивала мечта стать инспектором по делам несовершеннолетних. Почему тянуло воспитывать трудных подростков, объяснить не может. Тянуло и всё. В Казахстане один из кустанайских ВУЗов готовил педагогов для работы с трудными подростками. У абитуриентки из Челябинской области документы не приняли: «В вашей области есть два таких института, поступайте туда».

Наталья вернулась домой и попробовала устроиться в милицию. Для работы в органах не подошла по возрасту и, расстроенная чередой отказов, сдала документы в Магнитогорский пединститут, на факультет, с высоким конкурсом, чтобы не поступить и закрыть вопрос с учёбой. Но всё получилось с точностью до наоборот. Сдала на пятёрки два экзамена из четырёх и была автоматически зачислена на «учителя начальных классов».

– Вы выбрали профессию сталевара, только будете работать в школьных кабинетах, – говорил об учительском ремесле декан факультета.

Осваивать учительство Наталья Витальевна начала с должности организатора в родной школе, куда её пригласил Владимир Павлович Иванеко. Тогдашний директор сразу направил молодого педагога на коммунарские сборы старшеклассников.

Однако школьную деятельность пришлось прервать по семейным обстоятельствам. Родившиеся друг за другом двое сыновей вынудили молодую маму отбыть в декретный отпуск на четыре с половиной года.

Досрочно выйти из отпуска её попросила директор Людмила Михайловна Бутина. Срочно потребовался учитель русского языка и литературы. Кожевниковой пришлось быстро переквалифицироваться в филолога. Свою лепту здесь внесла старейший педагог, кавалер ордена Дружбы народов Раиса Викторовна Знаменская. Великолепный учитель математики и классный руководитель донимала Наталью вопросом, почему не поступила на физмат. Хотя понимала, что девушка способна успешно преподавать и математику, и русский язык…

Время узнать бремя

Словно снег на голову, «свалилось» на Кожевникову директорство в родной школе.

– Пригласила в свой кабинет Людмила Михайловна и без предисловий объявила: послезавтра едем в отдел образования.

– Зачем?

– Считаю, пришло время передавать вам дела.

Было видно, что опытнейший директор решила уходить и, поставив задачу преемнице, дала возможность подумать до завтра. В голове Натальи Витальевны всё перемешалось: Почему меня? Я же не знаю этой работы. Никогда замом не оставалась.

Сомнения не давали покоя. Решающей стала команда мужа: «Иди!»

О реакции коллег на назначение тогда почему-то и не думалось. Коллектив знала и считала за честь им руководить. Через школу проходят многие, но в ней остаются истинные учителя. Каждый старается делать свою работу хорошо.

Со 2 октября 2008 года Наталья Кожевникова вступила в должность директора школы. Не стала гадать: получится – не получится? Характер такой: взялась за гуж – делай!

На первых порах помогла поддержка коллектива, завучей… Сложности испытала, осваивая незнакомую доселе финансовую деятельность. На тот момент российские школы столкнулись с переходом на подушевое финансирование, появились свои бухгалтеры. Справиться с нововведениями помогала Наталья Леонидовна Урцева, тогда главный бухгалтер отдела образования.

– Я не стыжусь спрашивать о том, чего не знаю, – говорит Кожевникова. – Чем больше её узнаёшь, тем больше понимаешь: насколько сложна педагогика.

Сегодня состоявшемуся руководителю государство ставит чёткую задачу: организовать полноправное сотрудничество между основными участниками образовательного процесса: педагог – родители – обучающийся. Из этого «трио» менее активно себя проявляют «родители». Не все, но многие. И дабы изменить ситуацию, директор должна организовать дело таким образом, чтобы родители «захотели сотрудничать». А это уже кожевниковский профиль – работа с «трудными».

– Загадывать не стоит, но думаю, должно получиться, – взвешенно оценивает возможности Наталья Витальевна и осторожно приводит в качестве стартового примера задуманный ею проект. – Сформирован родительский актив, команда. Я предложу идею. А инициатива по разработке условий проекта будет зависеть от родителей. Это новый механизм отношений, который ещё не апробирован ни в одной школе района. Надеемся, в нашем посёлке он заработает.

Приоритет – дети

Наталья Витальевна не скрывает, что подобные схемы возникают из-за дефицита средств. Бюджета никогда не будет хватать в любой сфере: в медицине, в образовании. Поэтому школа изыскивает законные варианты

софинансирования. Для руководителя финансовые вопросы выходят на первый план.

Но не повлияет ли такой приоритет на главный объект образовательного процесса – на детей? Поговаривают, что сегодняшняя молодёжь не та. С такой постановкой вопроса Кожевникова не согласна.

– Нельзя делить детей на вчерашних и сегодняшних. Во все времена дети были и остаются хорошими. Трудными бывают жизненные ситуации, в которые они попадают. И каждый ребёнок по-своему выживает, поступая, иначе, чем другие. Вот где важна роль педагогов и родителей…

Сегодня цифровые технологии проникли и в школу. Друг перед другом ребята козыряют смартфонами, планшетами… Не навредит ли виртуальная коммуникация живому контакту с учителем?

Директор школы считает, что не навредит. Более того, именно на уроках учащиеся сохраняют тот живой контакт, который зачастую утрачивается при общении с родителями, близкими и даже с друзьями. Ну а гаджетами дети пользуются только на переменах – таковы правила школьной жизни. Их неукоснительно соблюдает и сам директор, у которого работа забирает львиную долю личного времени. Школа – на шестидневке, поэтому для семьи и отдыха остаётся лишь воскресенье, когда можно выкроить время для близких, покопаться в саду, погулять с любимицей семьи – добродушной овчаркой.

Глубже понимать, чем живут люди

При большой управленческой нагрузке Наталья Витальевна второй созыв избирается депутатом районного Собрания. Не мешает ли депутатство решению директорских вопросов?

– Даже помогает, – убеждена Кожевникова. – Ежемесячные заседания – это лишь десятая часть работы. Основное делается на постоянных комиссиях. Наша рабочая группа по социальным вопросам, которой до недавнего времени руководил И.П. Сурменев, занимается нужной и интересной работой, которая помогает глубже понимать, чем живут люди. Круг общих проблем здесь видится гораздо шире, нежели в школе.

Районного депутата беспокоит тенденция, когда на личный приём и на сходы местные жители идут неохотно.

– Все обращения межозёрцев стараюсь выполнять. По крайне мере то, что в моих силах, – заверяет она своих избирателей. – Прежде, чем сделать депутатский запрос по той или иной проблеме, обязательно изучаю документы, вникаю в историю вопроса.

Дважды положительно решался вопрос о бесплатной хирургии для межозёрских больных (при главвраче райбольницы В.К. Гужавине), продвинули тему медосмотров учащихся.

Недавно к депутату Кожевниковой обратилась женщина с вопросом о благоустройстве дворовой территории на улице Ленина. Изначально двор рассчитан на один дом № 9, но к нему парадным входом после реконструкции примкнули два общежития, через двор подвозятся товары к

двум торговым точкам, рядом проходит дорога. Дворовая площадка оказалась перегруженной. Люди из подъездов выходят, буквально, на проезжую часть.

Наталья Витальевна обратилась к специалистам Управления инженерного обеспечения, те приехали, «осметили» примерный объём работ. На средства депутатского фонда будет приобретено и смонтировано весной ограждение, чтобы сделать площадку защищённой, и по ней могли прогуливаться дети и взрослые.

Кожевникову приятно удивила активность некоторых жильцов дома № 9, которые чудесным образом обустроили свой палисадник подручными материалами. На крохотной уютной территории появились скамейка и песочница для детей.

– Люди должны участвовать в благоустройстве своих дворов, а не только ставить вопросы перед властью, – верно подметила депутат.

Кругом – проблемы и вопросы. В этой круговерти школьный директор и народный избранник мечтает о пеших походах с семьёй. Что может быть приятнее?

Николай ВАСИЛЬЕВ