День в календаре. Последнее воскресенье октября – профессиональный праздник водителей. Начиная с 1976 года, День автомобилиста официально отметят в 44-й раз. Однако торжество постепенно утратило исключительно профессиональное значение. Празднуют не только все, кто имеет непосредственное отношение к автомобильному транспорту, но и владельцы личных авто и водителилюбители. Верхнеуральцу Александру Каукину праздник принадлежит по праву. Он не только сам классный водитель, но ещё и наставник огромного количества любителей езды, которые относятся к автомобилю, в первую очередь, как автотранспортному средству. По собственному признанию Александра Владимировича, в его профессиональном багаже 25 лет преподавательской работы в автошколе и несколько тысяч выпускников – квалифицированных водителей. А начиналось всё ещё в детстве. Очень хотелось юному Саше научиться водить автомобиль. Он внимательно наблюдал за работой отца – водителя РТП, расспрашивал обо всём, что интересовало, забирался в кабину «Урала», когда отец приезжал домой, и пробовал, играя, конечно, переключение передач. Первый раз Владимир Константинович доверил сыну руль грузового «Урала» с прицепом, взяв его с собой в рейс. 13-летний Сашка, тогда семиклассник, самостоятельно вёл машину по полевой дороге на Казанки и у него не плохо получалось. Его старания были вознаграждены, на обратном пути отец позволил сыну рулить до главной трассы. Так Владимир Константинович без лишних слов оценил умение сына. После школы А. Каукин поступил в ЧИМЭСХ. За годы учёбы четыре сезона отработал в студенческом отряде на комбайне в совхозе Петропавловском. Это была отличная трудовая школа для будущего инженера. По окончании института работал по специальности в совхозе «Красный Октябрь». Как молодой специалист обучал комбайнеров из числа рабочих и служащих, руководил школьным уборочным отрядом. Будучи главным инженером в «Агропромхимии», Александр получил предложение поработать со школьниками в УПК. На работу пригласил тогдашний директор Борис Семёнович Мельников, и Каукин взялся за дело: вёл у старшеклассников городских школ теоретический курс по устройству автомобиля и правилам дорожного движения. Так он, по сути, ступил на преподавательскую стезю, которой не изменял долгие годы. Дело пошло, увлекло, заинтересовало. Через некоторое время Александра Владимировича пригласил поработать по совместительству Сергей Дмитриевич Панов, директор тогда СПТУ № 133. Работы было более чем достаточно, и она давала положительные результаты. Наверное, самым плодотворным периодом преподавательской работы стало время, когда А.В. Каукин возглавил филиал автошколы «Автосервис ПМ», «Каскад». Обучали водителей различных категорий: легковых и грузовых автомобилей, автомобилей с прицепом, автобусов. — Я обучал курсантов и сам учился, — говорит Александр Владимирович, — перенимал опыт у преподавателей с большим стажем – В.В. Гусева, Л.В. Половинкина. Кроме того, постоянно повышал квалификацию в Челябинском институте развития профобразования. За годы работы в филиале автошколы сложился отличный коллектив водителей-профессионалов, ответственных, трудоспособных инструкторов по вождению автомобиля. Отлично работали с курсантами Владимир Шагалов, Анатолий Бражук, Александр Лебедев, Сергей Каукин, Дмитрий Горшков, Денис Шеметов, Александр Рассадин, Владислав Степанов, Александр Шивцов. Правила дорожного движения преподавал Сергей Шумилин. Александр Каукин убеждён, что не каждый, даже высококлассный водитель, может стать инструктором. Это дело особенное и требует целого ряда не только профессиональных, но и личностных качеств. — Работали мы вечерами, случился прямо какой-то «водительский бум» — в группах разновозрастные курсанты. Женщин было много, бывали группы, в которых по численности автоледи преобладали, — вспоминает А. Каукин и продолжает. – Инструкторы работали по семь-восемь часов – по часу на курсанта. У каждого ученика особый характер, различная степень восприимчивости. Инструктор всё это должен учитывать: быть внимательным, предупредительным, использовать индивидуальный подход, моментально реагировать и прогнозировать дорожную ситуацию. Это сложно, но ребята справлялись отлично. Александр Владимирович высоко оценивает общую работу коллектива, все были нацелены на результат. Если у курсанта не получалось сдать экзамен с первого раза, всегда старались организовать повторный экзамен, чтобы всё-таки добиться успеха. С нескрываемым сожалением Александр Владимирович рассказал о том, как по решению районных властей прекратилась работа УПК, и оборудованное для профподготовки школьников здание в 1991 году передали центральному почтовому отделению и узлу связи. А когда в 1994-м вернулись к реализации госпрограммы подготовки водителей из числа школьников-старшеклассников, практически «с ноля» оборудовали кабинет при Центре непрерывного образования, который позже стал филиалом автошколы. Работали до 2014 года, но здание вновь понадобилось для размещения МФЦ. И дело, приносившее пользу, вновь остановилось. Каукин считает, что это не правильно. Но случилось так, как случилось. Добрым словом вспомнил А. Каукин вложивших много сил, времени и собственной души для организации подготовки водителей из числа старшеклассников городских школ Б.С. Мельникова и И.К. Темникова. Говоря о своей работе, рассказал об участии автошколы в конкурсе «Автошкола года», отмеченном заслуженным дипломом. Сам преподаватель Каукин за высокие качественные показатели подготовки учащихся награждён грамотами районного Управления образования и областного Министерства образования и науки. Несколько лет Александр Каукин сотрудничает с районной газетой. Увлечённый автомобилист, он рассказывает читателям об истории отечественного Автопрома, о ралли «Шёлковый путь» и его участниках. Напомню, что маршрут ралли дважды проходил по территории района, А. Каукину посчастливилось быть в составе команды, обеспечивавшей безопасность прохождения трассы. В канун Дня автомобилиста он поздравляет коллег по работе в автошколе, своих учеников и всех водителей, любителей и профессионалов. Желая всем безопасных дорог, Александр Каукин напомнил о необходимости соблюдения правил дорожного движения и взаимоуважения водителей и пешеходов.
Людмила КУЛАКОВА