Армейская служба. Почему-то так повелось, что в прессе особое предпочтение отдается публикациям о десантниках, пограничниках или моряках.

С удовольствием журналисты рассказывают о летчиках, небе, бездонном и глубоком, напрочь забывая о солдатах-срочниках, обеспечивающих погружение в ту самую даль голубую и бомбардировщиков, и истребителей, и транспортников с десантурой.

Верхнеуралец Владимир Шеметов тоже должен был бы стать одним из представителей элиты вооруженных сил – десантником, даже прошел перед призывом специальную подготовку по линии ДОСААФ и совершил десяток прыжков с парашютом. Но на комиссии его, что называется, развернули. Оказалось, что с дефектом речи, от которого Владимир страдал с детства, в ВДВ нельзя. Тем не менее, девятого мая 1985 года, как раз в пятидесятилетие Великой Победы, новобранец Шеметов, с тремя десятками таких же, как и он, отправился на автобусе ЛАЗ на сборный пункт в Копейск, а оттуда – в школу младших авиационных специалистов (ШМАС) города Энгельса. Так как еще до армии Владимир получил водительские права, то и в школе попал в водительский взвод и по истечении полугода, получив категорию «Е», стал водителем топливозаправщика ТЗ-22, полуприцепной цистерны, емкостью 22 тонны с седельным тягачом на базе могучего автомобиля КРАЗ-258, предназначенной, в основном, для заправки самолетов и другой авиатехники керосином.

Получив военную специальность, в октябре того же года рядовой Шеметов (в ШМАС званий не дают) с земляками Сергеем Ишимовым из Краснинского и Олегом Мурзиным из Верхнеуральска отбыл в в\ч 62467 к месту постоянной службы, в город Моздок Северной Осетии. Тогда там базировались стратегические бомбардировщики ТУ-95. Чувства, которые испытали парни, не видевшие в провинции ничего, кроме «кукурузников», при виде этих махин, описать Владимир не берется до сих пор. Но когда на аэродром для дозаправки однажды приземлился Ан-124 «Руслан» – советский тяжёлый дальний транспортный самолёт 4-го поколения, то по сравнению с ним их «ТУшки» оказались просто мелкими птахами. Он даже, с его поистине циклопическими размерами, не смог покинуть взлетно-посадочную полосу из-за угрозы разрушения прилегающей инфраструктуры. Так и простоял «Руслан», как бедный родственник, в конце взлетки, пока не дозаправился. Потом развернулся на месте и улетел, вызвав восторг, восхищение и гордость.

Практически сразу по прибытии в часть Шеметов украсил погоны лычками. Приказом ему присвоили звание младшего сержанта и назначили командиром отделения службы ГСМ, в задачу личного состава которого входила заправка самих топливозоправщиков.

Уволившись в запас в 1987 году в звании сержанта, Владимир Шеметов приехал в Верхнеуральск. На гражданке лет десять работал водителем в СПТУ, потом водил междугородний автобус, сейчас трудится в Александрийской горно-рудной компании. У него прекрасная семья: жена, дочь – студентка, сын, уже отслуживший в армии. Владимир Шеметов инициатор создания неформального союза ветеранов ВВС, члены которого уже несколько лет подряд встречаются во второе воскресенье августа, вспоминают далекие годы, проведенные в рядах вооруженных сил Советского Союза.

Владимир считает, что служба в армии для молодого человека просто необходима, потому что только она за короткий срок дает столько, сколько невозможно получить за половину жизни. Армия из юношей формирует мужчин. Поэтому неслучайно он как реликвию хранит свою дембельскую парадку, а с недавнего времени – и сыновью.

Виктор БОГАНОВСКИЙ