Пушкинская карта. Государственная программа, обеспечившая бесплатный доступ молодежи в учреждения культуры, показала свою эффективность

Елена СМИРНОВА,

Наталья ЛОПУХОВА

У Верхнеуральского муниципального района с Магнитогорском давние экономические и культурные связи. Когда-то старейший город Челябинской области Верхнеуральск поддержал зарождающуюся Магнитку, теперь же соседство с крупным промышленным и культурным центром дает жителям Верхнеуральского района некоторые преимущества. Одно из них, несомненно, ‒ возможность посещать магнитогорские учреждения культуры, в том числе бесплатно ‒ по государственной программе «Пушкинская карта».

В Магнитогорске в реализацию программы «Пушкинская карта» сегодня включены шесть учреждений, подведомственных управлению культуры администрации города. Это драматический театр имени Пушкина, концертное объединение, театр куклы и актера «Буратино», театр оперы и балета, картинная галерея ‒ в каждом из них публике предлагают немало проектов, пользующихся популярностью у молодежи. В апреле с археологической выставкой «Свидетели из древних эпох» в программу «Пушкинская карта» вошел Магнитогорский историко-краеведческий музей.

Цифра:

Общее число посещений учреждений культуры Магнитогорска по программе «Пушкинская карта» с сентября 2021 года по март 2022 года ‒ 10254.

Инструкция «МР»

«Пушкинская карта» ‒ государственная программа, направленная на приобщение молодежи к культуре, по которой молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет включительно могут посещать культурные мероприятия за счет государства. Впервые о введении «Пушкинской карты» объявил Президент РФ Владимир ПУТИН во время прямой линии с населением 30 июня 2021 года. Соответствующие поручения были даны правительству РФ, которое разработало нормативный акт.

1 января 2022 года на каждую «Пушкинскую карту» перечислена сумма 5000 рублей. Карта дает возможность покупать билеты на участвующие в проекте события, одобренные Министерством культуры РФ: спектакли, концерты, выставки, экскурсии, кинофильмы. После прохождения этой процедуры мероприятию присваивается специальный знак, после чего появляется возможность купить билет на него посредством виртуальной карты. В проекте участвуют все регионы России. Владельцы карт имеют право посещать «пушкинские» события не только в своем городе, но и в других: это удобно, если планируется путешествие по России.

Для получения «Пушкинской карты» нужна подтвержденная учетная запись на портале госуслуг. Нужно скачать приложение «Госуслуги. Культура» и войти в него, используя логин и пароль своей учетной записи на портале «Госуслуги», затем подтвердить выпуск «Пушкинской карты». После этого вы станете владельцем именной карты в виртуальном формате. Виртуальная карта доступна во вкладке «Счет».

Получить пластиковую «Пушкинскую карту» можно в Почта-банке, предъявив паспорт или СНИЛС. 

В приложении «Госуслуги. Культура» или на сайте Культура.РФ доступна афиша мероприятий, которые можно посетить, используя «Пушкинскую карту».

Процесс покупки электронных билетов по «Пушкинской карте» аналогичен процедуре на других порталах. После оплаты при помощи такой карты именные билеты на выбранное событие придут на электронную почту. По пластиковой карте можно оплатить и в кассе организатора выбранного мероприятия.

Млада КУДРЯВЦЕВА, начальник управления культуры администрации города:

‒ Учреждения культуры Магнитогорска активно включились в реализацию государственной программы «Пушкинская карта» в сентябре 2021 года, и сегодня уже можно оценивать первые результаты. Программа решает комплекс важнейших задач в сфере культуры. Это эффективный шаг в деле просвещения молодежи – благодаря карте для этой категории посетителей стал доступным широкий спектр культурных мероприятий, причем отсутствие привязки карты к определенному населенному пункту позволяет посещать такие мероприятия, находясь и в других городах и регионах. Важно отметить роль проекта как меры социальной поддержки, ведь молодые люди теперь могут бывать на спектаклях, выставках, концертах и в кино вне зависимости от наличия у семьи свободных средств. Это дает новые перспективы и для реализации образовательной и воспитательной работы.

Для самих учреждений культуры программа «Пушкинская карта» стала эффективной мерой поддержки, благодаря которой увеличивается число посещений. Работает проект и на популяризацию наших организаций, поскольку в магнитогорские учреждения культуры с удовольствием приезжают посетители из близлежащих районов Челябинской области и Республики Башкортостан, в этом смысле «Пушкинская карта» имеет значение для развития Магнитогорской агломерации.

От «Дубровского» до «Онегина»

Заметный рост числа билетов, приобретенных по «Пушкинской карте», отмечают в театре оперы и балета. В прошлом году продажи по этой карте составляли в среднем 250 билетов в месяц, в марте это число выросло до 670, за первую неделю апреля по карте было продано 530 билетов. 

Илья КОЖЕВНИКОВ, директор Магнитогорского театра оперы и балета:

‒ «Пушкинская карта» ‒ дело государственной важности. Начиналось все с малого, поскольку молодым людям свойственная некоторая инертность. Но сейчас программа набирает обороты, продажи билетов по карте идут активно. В нашем театре есть спектакли, на которые более половины билетов приобретается именно по «Пушкинской карте». Бывает, колледж выкупает весь зал на мюзикл «Дубровский». Иногда мы даже вынуждены предоставлять дополнительные места. Думаю, у молодежи был интерес к театру, но не у всех была возможность его посещать. Сейчас есть возможность прийти на спектакли фестиваля «Вива опера» по карте. Практически все спектакли и концерты нашего театра успешно проходят модерацию в Министерстве культуры РФ. Большой популярностью пользуются у молодежной аудитории сочинения, написанные на произведения школьной программы. К нам нередко приезжают зрители из соседних районов.

Театр в свою очередь предпринимает движение навстречу новым и юным зрителям. Кроме опер, в репертуаре есть мюзиклы, оперетты, концерты – у нас разнообразная жанровая палитра, чтобы каждый зритель мг найти для себя что-то интересное. Я знаю людей, которые совсем не интересовались театром, но пришли к нам однажды, и их покорила та самая «великая сила искусства». Они стали постоянными зрителями и поклонниками театра.

Вложения в человеческий капитал – это сегодня самое важное, тем более, «Пушкинская карта» ‒ это адресное вложение в молодое поколение. Да и у театра не было бы таких продаж, если бы не программа -‒ это еще и вложение государства в отрасль культуры.

По «Пушкинской» – в театр Пушкина

С сентября 2021 года драматический театр имени Пушкина принимает активное участие в программе социальной поддержки молодежи в возрасте 14 – 22 лет для повышения доступности организаций культуры «Пушкинская карта». В учреждении доработали предложенный организаторами проекта слоган «Веди себя культурно» в более адресный: «Веди себя культурно. Веди себя в театр!»

В афишу мероприятия «Пушкинская карта» от МДТ имени А.С. Пушкина заявлено около 90 процентов спектаклей текущего репертуара. Наибольшей популярностью среди зрителей, приобретающих билеты по карте, пользуются интерактивная комедия-детектив «Ножницы» по произведению Пауля Портнера (режиссер Константин ДЕНИСКИН), музыкальная комедия «Двенадцать стульев» по произведениям И. Ильфа и Е. Петрова (режиссер Мария БОЛЬШАКОВА, Санкт-Петербург), комедия «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова (режиссер Андрей МАЙОРОВ). Также с удовольствием молодые зрители идут на драму «Зима» Евгения ГРИШКОВЦА (режиссер Максим КАЛЬСИН), комедию «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега (режиссер Андрей ГОРБАТОВ, Москва), мелодраму в двух действиях «Темные аллеи» по произведениям Ивана Бунина (режиссер Тимур НАСИРОВ, Санкт-Петербург) и на камерный проект – маленькое хулиганство в луче фонаря «Мои дикости и тихости» по произведениям Марины Цветаевой (режиссер Андрей БЕРДНИКОВ).

Как показывает практика, в среднем по коллективным заявкам от образовательных учреждений и учреждений культуры на спектакли драмтеатра приходит около 20 процентов пользователей «Пушкинской карты». Количество купленных за месяц билетов по карте составляет около 1100. Этот показатель имеет динамику прироста до 20-30 билетов в месяц.

Евгений КЛИМОВ, директор Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина:

‒ Реализация проекта «Пушкинская карта» ‒ прекрасная инициатива, важный и своевременный шаг государства навстречу молодому поколению. Чем раньше ребенок встретится с искусством, тем меньше усилий придется прилагать в приобщении к прекрасному в будущем. Выражаю надежду на продолжение реализации данного проекта в 2023 году, а также на то, что будет найдена возможность расширить как возрастные рамки целевой аудитории данного ресурса, так и возможность увеличения номинальной стоимости «Пушкинской карты» в дальнейшем. Приглашаем всех пользователей карты на спектакли Магнитогорского драматического театра имени Пушкина!

Справка «МР»:

По данным Первого областного канала, Магнитогорский драматический театр имени Пушкина в конце февраля вошел в тройку лидеров Челябинской области по количеству билетов, проданных по «Пушкинской карты», уступив лишь Челябинскому театру оперы и балета имени Глинки и Челябинскому молодежному театру. На тот момент в области было приобретено уже 55 тысяч билетов по Пушкинской карте на 28 миллионов рублей, обладателями карт тогда были 89 тысяч южноуральцев.

В музей!

Продажа билетов по программе «Пушкинская карта» действует в Магнитогорской картинной галерее с 15 декабря 2021 года. За эти четыре месяца в МКГ был реализован 301 билет.

В программе участвуют все выставки, проходящие в музее, и мероприятия, отвечающие возрастному цензу «Пушкинской карты». Для этого сотрудниками МКГ заранее вносится информация на федеральные информационные платформы.

Каждая экспозиция или мероприятие проходит несколько этапов согласования. Покупка билетов молодыми людьми производится через билетную систему ВМУЗЕЙ (https://vmuzey.com/museum/magnitogorskaya-kartinnaya-galereya), где посетители могут прочитать информацию о выставке, увидеть представленные на ней работы и приобрести билет.

Юлия КРИВОШАПКО, директор Магнитогорской картинной галереи:

‒ Учитывая прошедший период можно сказать, что наибольшей популярностью среди молодежи пользуется проект «Арт-выходные», когда зрителям предоставляется возможность не только посмотреть все выставки по одной льготной цене, но и посетить разные культурно-образовательные активности: экскурсии, лекции, мастер-классы. Кроме того, лидерами продаж стали выставки «ХУДГРАФ-55» (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство выпускников и преподавателей художественно-графического факультета МГПИ-МаГУ) и выставка камней и минералов «Горы Маторы» (из коллекции Александра МАТОРЫ). Надеемся, что число пользователей «Пушкинской карты» будет увеличиваться, а среди них появятся новые ценители изобразительного искусства.

И даже молодые мамы

В театре куклы и актера «Буратино» работа с «Пушкинской картой» началась вместе с театральным сезоном 1 сентября. За этот период по «Пушкинской карте» спектакли театра «Буратино» посетило почти 200 человек.

Сергей СМИРНОВ, директор театра куклы и актера «Буратино»: 

× Учитывая, что действие этой программы рассчитано на молодежь до 22 лет, было принято решение включить в нее все спектакли театра. Школьников старших классов мы приглашаем на вечерние спектакли, а мамочки с детьми приобретают билеты для себя в малый зал. Да, пока не так много человек воспользовалось этой прекрасной возможностью, возможно, еще не все в курсе. Хотелось бы, чтобы активнее подключились наши школы с агитацией, тогда всё пошло бы гораздо интенсивнее.

Для того, чтобы попасть на спектакль по «Пушкинской карте», нужно зарегистрироваться на портале госуслуг и купить билет по ссылке на сайте театра «Буратино» https://teatrburatino.ru/.

Фото Динары ВОРОНЦОВОЙ, Елены СМИРНОВОЙ, Андрея КУСТОВА