К Дню знаний. Педагогический стаж супругов Пановых составляет на двоих больше 90 лет. Много это или мало? Для кого-то это целая пропасть, но для четы Пановых, отдающих себя всецело учительской работе, это норма. Тамара Медведева родился в поселке Спасском, в обычной, ничем особо не примечательной крестьянской семье. Но это только на словах, а на самом деле её родовые корни очень занятны, уходят в казачество. Её отец Медведев Александр Александрович трудился прорабом в стройучастке совхоза «Приуральский», а мама Клавдия Ивановна (в девичестве Нифонтова) была секретарём при тогдашнем председателе сельсовета Василии Павловиче Кульпине. В семействе Медведевых росли трое девчат, средней из которых была Тома. С детства девочка мечтала стать врачом или микробиологом, чтоб помогать больным людям. Однако судьба распорядилась иначе. В 1974 году десятиклассница окончила родную школу с серебряной медалью. Подружки девочки собрались поступать в Магнитогорский педагогический институт, позвав и её за компанию с собою. Подумав, девушка согласилась: пединститут был рядом (в каких-то тридцати с небольшим километрах), а на доктора учиться пришлось бы ехать за двести с гаком. По итогам вступительных испытаний абитуриентка была зачислена на факультет русского языка и литературы. Кстати, как раз по русскому языку у выпускницы в аттестате была единственная четвёрка. Именно с этого обстоятельства и сложился в будущем жизненный девиз сельского педагога: «Всегда выбирайте самый трудный путь: на нём вы не встретите конкурентов». Собственно говоря, жалеть о том, что после школы она предпочла профессию учителя, а не врача, Тамаре Александровне никогда и не пришлось. Вот как на эту тему она сама высказалась: «Теперь-то я понимаю, что школа – это моё призвание, мой крест. Этот крест нести тяжело, но и представить свою жизнь без класса, учеников, дорогих моих выпускников я уже просто не могу…». По мнению русоведа, в профессии её привлекает прежде всего то, что у человека, работающего с детьми, душа всегда остаётся молодой. Читатель, признаюсь честно, я сам — ученик Тамары Александровны. Так уж получилось, что учить наш класс она стала только с седьмого, но завоевать мою симпатию ей удалось довольно быстро. Думаю, что и большинство моих одноклассников так скажет.
Из ее уроков мне особенно запомнились часы поэзии. Читать так вдохновенно и проникновенно стихи поэтов разных эпох не каждый учитель сможет. Тамара Александровна стала для нас (для меня и моих одноклассников) и классной руководительницей, то есть нашей второй мамой.
На мой вопрос к ней: «А были ли и есть ли среди ваших учеников любимчики»? Она ответила следующее: «Я люблю всех детей, без каких-либо исключений и никак не выделяю кого-то отдельно. Мне интереснее работать с трудными ребятами. На своих уроках я ни с кем не сюсюкаю, дисциплину поддерживаю строгую, но голоса не повышаю».
Надо отметить, что учитель Панова совершенствуется всю свою сознательную жизнь. В свою педагогическую деятельность она постоянно что-то привносит новое и интересное. Например, в уроки в 5-6 классах часто включает увлекательные игровые элементы. В 1992 году окончила годичные курсы школьных психологов и влюбилась в дифференцированный подход в обучении.
В былые годы Т.А. Панова вела в Спасской школе поэтический кружок «Серебряное пёрышко». Её подопечныйКостя Лундовских печатался со своими стихами на страницах районной газеты «Красный уралец». Стихотворные произведения Нади Хвалько вошли в книгу «Наш подарок Андерсену», которая выпустилась в Челябинске. Сочинение Кати Кульпиной «Письма с того света» было опубликовано в литературном альманахе Челябинской области. И таких учеников у учителя немало.
Некоторые выпускники Тамары Александровны по примеру своей любимой учительницы стали сами преподавателями русского языка и литературы (О.В. Обухова, А.Б. Суяргулова, И.А. Кульпина).
Спасский педагог считает, что каждый успешный ученик должен обладать такими качествами, как трудолюбие, целеустремлённость, любознательность и желание творить. Кроме того, успех любого ученика зависит от его лидерских качеств. Вот такую формулу успеха вывела для своих учеников Т.А. Панова.
Сейчас Тамара Александровна с удовольствием продолжает учить, она прекрасная любящая мама и ласковая бабушка для двух своих сыновей и четверых внуков. Самый старший из них Данила, Панов, поступил в этом году в Екатеринбургский институт противопожарной службы МЧС России. Для этого внук на протяжении 5 лет целеустремлённо шёл к своей мечте. Он посещал секцию пожарно-прикладного спорта, выступал на областных и всероссийских соревнованиях по пожарному делу, входил в сборную России.
За свой многолетний добросовестный труд Тамара Александровна награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами разных уровней: районными, областными, а в 2005 году удостоена министерской грамоты. В 2006 году Панова участвовала во всероссийском конкурсе «Лучшие учителя Российской Федерации», став в итоге одним из победителей и обладателем гранта Президента РФ.
Под стать своей супруге и её муж Александр Васильевич Панов. Родился и вырос он в большой крестьянской семье. Отец Василий Владимирович был
участником финской войны, где получил ранение в голову, работал скотником, а его жена Зинаида Ивановна была домохозяйкой и воспитывала шестерых детей (трех сыновей и трех дочерей). Саша Панов был самым младшим в семье. Он единственный из всех детей Пановых получил высшее образование.
В 1977 году молодой специалист окончил физико-математический факультет МГПИ. К этому времени он уже год, как преподавал математику в Ложкинской восьмилетней школе. Через три года, будучи уже директором данной школы, Александр Васильевич переезжает вместе с семьёй в Спасск, на свою малую родину.
Со слов А.В. Панова, первой его учительницей была Харькина Нелли Ивановна. С 4 по 8 классы математические дисциплины для него преподавала Саламатина Лидия Степановна, благодаря которой и определился выбор его будущей профессии.
С 1980 по 2015 годы Александр Васильевич умело руководил коллективом Спасской средней школы. Конечно, были ошибки и всевозможные трудности, в том числе бюрократические, но с годами приходил опыт, и всё разрешалось. На его плечах лежала колоссальная ответственность не только за качество учебного процесса, но и огромная административная работа по управлению учебным заведением. Несмотря на серьёзные нагрузки, директор Панов успевал тогда многое: преподавал в старших классах, а ещё энергично участвовал в общественной жизни района и посёлка, избирался депутатом разных уровней, являлся членом добровольной народной дружины, печатался в газете «Красный уралец».
На сегодняшний день Александр Васильевич был и остается человеком, влюблённым в свою благородную профессию. Главной его принципиальной позицией остаётся такое выражение: «Математика – царица всех наук. Физика без математики – ничто».
В 1995-1997 годах А.В. Панов преподавал в нашем классе алгебру, геометрию, физику. Помня это, я ему задал вопрос: «Какие темы из математических наук вам ближе всего?»
На что мой бывший учитель ответил так: «Я люблю все темы. Чем материал сложней, тем он и интересней. Возникает желание разобраться досконально и тщательно в нём. Мне нравятся задачи нестандартного характера, олимпиадного уровня».
Александр Васильевич имеет звание «Отличник народного просвещения». В марте 2007 года А.В. Панов принял участие в районном конкурсе «Учитель года», за который в 2008 году стал обладателем гранта Президента России «Лучшие учителя Российской Федерации».
На досуге супруги Пановы любят заниматься цветоводством и огородничеством. Отдельной отдушиной является для них художественная литература. Тамара Александровна любит читать как классическую, так и любовную или романтическую литературу. Александр Васильевич предпочитает проводить время за серьёзной литературой, обожает книги о войне, где он восторгается мужеством и стойкостью наших воинов, а также
их самопожертвованием. Он боготворит тех авторов книг, в которых добро обязательно побеждает зло. Из кинофильмов Тамаре Александровне больше по нраву лёгкие комедии, а её муж любит слушать эстрадные песни своей юности.
Вот такие они, педагоги Пановы, разные и в то же время похожие. Их интересные и яркие личности до сих пор притягивают к себе людей. Вероятно, такими и должны быть идеальные учителя.
Артём ФУРЦЕВ