1-го сентября отметии День Российского казачества и Донской иконы Божьей Матери.

Казачество создавало обширную и могущественную Россию, защищало ее в боях, охраняло ее границы. Что представляет собой казачество?

Есть казаки донские, кубанские, уральские, оренбургские, забайкальские, амурские, уссурийские. Была великолепная казачья конница, казаки-пластуны – пехотинцы, казаки-моряки, казаки-землепроходцы, преодолевавшие и осваивавшие огромные пространства тайги и ледяных пустынь. Были уральцы-станичники, с молоком матери впитавшие боевой дух и воинское искусство. Были служилые и городовые казаки, набиравшиеся царской администрацией из людей разного звания. А были некрасовцы и задунайцы, воевавшие против России. Однако все они составляли единое явление, имя которому – казачество.

До прихода к власти большевиков в России существовало 11 казачьих войск. В 1920 году все они были упразднены. Казаки не вписывались ни в какие устои советской власти. Они сами работали на земле, придерживались традиций, демократично управляли собой. Против казачества развернулся террор. У казаков отнимали землю, разоряли станицы, расстреливали казачьих офицеров, семьи богатых казаков, священников, запрещалось само слово «казак», ношение формы, лампасов. Было уничтожено около 1,5 миллиона казаков, казачество лишилось 53 миллионов десятин земли.

В настоящее время идет возрождение казачества, законодательной базой которого явился Указ Президента от 15 июня 1992 года «О мерах реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества».

Одна из основных особенностей казачества – казачья община, основанная на самоуправлении. Казачье самоуправление – яркий пример демократии. Казаки избирали атамана – блюстителя порядка в общине и исполнителя решений Круга. Атаман не имел личной власти, ничего не предпринимая по собственному почину. В помощь ему избирали Правление, состоявшее из товарища атамана (помощника), писаря и казначея. Для решения каких-либо дел созывался Круг.

Неотъемлемая часть жизни казаков – воинская служба Ежегодно они обязательно отправлялись на военно-полевые сборы. Казаки всегда были готовы выступить в поход. У каждого – оружие, каждый знает свой полк и свое место в строю. Подобный образ жизни требовал железной дисциплины. Одним из способов поддержания ее была порка. Но подвергали ей только казаков, сечь «не казаков» никто не имел права. Да и казаков пороли крайне редко, только после решения стариков станицы. По казачьим традициям сей факт никогда не подлежал всеобщей огласке. Современное казачество возрождает свою былую принадлежность к воинской службе. Сегодня при воинских частях создаются казачьи полки, роты. На территории Оренбургского казачьего войска это – танковый полк в Челябинске,

мотострелковый полк и отдельный батальон обеспечения деятельности округа в Екатеринбурге.

На территории Российской Федерации действуют 13 казачьих войск. К возродившимся 11 войскам добавились созданное в республике Крым и Центральное казачье войско.. В наши дни понятие казачьей службы стало гораздо шире. Казак служит всю жизнь. Точно так же, как и его предки: Отечеству, казачьему братству и вере православной. Казаки охраняют государственную границу, старшие передают молодежи опыт и традиции, казаки-предприниматели на свои средства реставрируют памятники, устраивают на свои предприятия безработных – все это тоже служба. Организация, поддержка и развитие казачьих обществ – и это служба. Во многих местах заслужили прекрасную репутацию кадетские казачьи корпуса, кадетские классы. Существуют структуры, взявшие на себя охрану объектов, природоохранную деятельность, создают казачьи егерские службы.

Казаки ведут военно-патриотическую работу со школьниками, студентами, тесно сотрудничают с церковью, оказывают помощь братьям-казакам из бывших союзных республик. Плодотворно сотрудничают и с российскими государственными структурами. Казаки к такой работе всегда готовы. Казачество могло бы сделать гораздо больше и не собирается останавливаться на достигнутом. Да, бывают неудачи и ошибки. Для оценки верности пути у казаков есть совесть и кодекс чести. Казачество всегда было и остается надежной государственной опорой, основанной на традиционных ценностях: духовности, верном служении и защиты родной земли. Эта мощная сила не одно столетие выступает гарантом мира и согласия. Казаки всегда были символом мужества, во все времена доказывали свою преданность Родине на полях сражений и в мирной жизни. И сегодня казаки защищают интересы страны, возрождают культуру предков, оказывают действенную помощь органам власти и правопорядка, активно участвуют в общественной жизни регионов. Убежден, что нынешнее поколение казаков, их дети и внуки будут достойно продолжать традиции предков во имя славы казачества и Отечества! Пусть во всех делах им сопутствуют успех, благополучие и крепкое здоровье!

Александр КИРЖАЦКИХ, начальник штаба (писарь) Ложкинского хуторского казачьего общества, подхорунжий