В сфере деятельности ЦКС – обращение с различными видами отходов. Серьезной проблемой является наличие, сбор, хранение и утилизация органических отходов от сельскохозяйственных животных и птицы. Этот вопрос часто возникает у владельцев фермерских хозяйств, жителей частного сектора, обсуждается на аппаратных совещаниях при главе района и депутатами.
В областном Минсельхозе было рассмотрено обращение Вячеслава Колонюка, бывшего главы Верхнеуральского городского поселения, по этому поводу. Даны следующие разъяснения.
«Согласно статье 137 Гражданского кодекса РФ к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 9 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утверждённых приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 г. № 114 возлагает на собственников свиней (в том числе граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства) обязанность убирать и складировать навоз на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.
Пункт 11 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утверждённых приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 г. № 551 возлагает на собственников крупного рогатого скота (в том числе граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства) обязанность убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории хозяйства вне здания, в котором содержится крупный рогатый скот.
Абзац третий пункта 3.2 Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа, утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 03.04.2006 г. № 103 возлагает на собственников птиц обязанность собирать помёт и подвергать его биотермическому обеззараживанию.
Таким образом, действующее федеральное законодательство возлагает обязанность по содержанию животных (как домашних, так и сельскохозяйственных) на их собственников, включая обязанность убирать и складировать навоз от своих животных, помёт от птиц.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства отражено в статье 8.2.3
Федерального закона от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Существующая нормативно-правовая база не запрещает использовать действующие объекты размещения отходов, для размещения отходов животноводства, при условии расширения региональным оператором действующей лицензии, посредством включения отходов животноводства Ш и IV классов опасности (приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов») и выполнении требований к обустройству объектов для размещения отходов. Это, в свою очередь, повлечет необходимость установления тарифов за услуги по размещению отходов животноводства на полигонах, а также расходы по транспортировке отходов животноводства до места расположения полигонов, которые лягут на владельцев личных подсобных хозяйств.
Проработка такого варианта размещения отходов животноводства находится за рамками деятельности Министерства сельского хозяйства Челябинской области».
Таким образом обращаться с отходами сельхозпроизводства следует в рамках действующего ветеринарного законодательства, что и предлагается довести до сведения населения.
Кроме того, в полученном разъяснительном документе, подписанном министром сельского хозяйства области Алексеем Кобылиным, обращено внимание на недопустимость в сельских поселениях стихийных свалок боенских отходов, трупов животных, а также складирования навоза за пределами территорий ЛПХ во избежание распространения инфекционных заболеваний животных и птицы и общих заболеваний животных и человека.
Людмила КУЛАКОВА