Творчество. Состоялся муниципальный этап всероссийского конкурса чтецов «Живая классика».

В девятый раз это удивительное творческое состязание заставило поволноваться, поразмышлять, доставило эстетическое удовольствие и убедило в одаренности его участников.

Четыре с небольшим десятка победителей школьного отборочного тура конкурса продемонстрировали навыки и умение работать с художественным словом и интерпретировать художественные тексты. Конечно, неоценимую помощь ребятам оказали их наставники, школьные учителя литературы, за что им огромное спасибо. В соответствии с Положением, в конкурсе участвуют учащиеся пятых-одиннадцатых классов и читают прозаические произведения, соответствующие их возрасту. Критерии оценки выступлений конкурсантов предусматривают не только выбор текста, как рабочего материала, но и умение заставить слушателя сопереживать, радоваться или страдать вместе с героем произведения, да и с чтецом тоже. Большое значение придается и речи чтеца. То, что она должна быть грамотной, это безусловно. Главное – речь должна быть выразительной: ясной, четкой, эмоциональной.

Ребята старались. Кроме того, все участники находились в зрительном зале и, наблюдая выступления друг друга, поддерживали их аплодисментами. Это здорово, что они увидели и услышали соперников, что тоже, своего рода, школа чтения.

Участников конкурса приветствовала заведующая детским отделом городской библиотеки Сания Кадырхановна Урдабаева, курирующая конкурс в районе уже восемь лет. Следует отметить, что она выступает не только в роли непосредственного организатора совместно с сотрудниками Дома детского творчества, но еще и помогает ребятам добрыми советами при выборе текстов произведений. В Положении, которым регламентируются выступления, появилось уточнение: «произведение не должно входить в список часто исполняемых». Все, кто это учитывает, получают более высокий балл от жюри. Кстати, и в состав жюри Сания Кадырхановна старается пригласить людей далеко не случайных, имеющих личный опыт участия в творческих конкурсах, способных объективно оценить старания конкурсантов.

Муниципальный этап конкурса в этом году оценивали: Юлия Авраменко, замначальника районного Отдела культуры, Инга Ковпан, директор ДДТ, Анна Середа, преподаватель ДШИ, Дариха Ташкангузова, методист районного Управления образования, Людмила Кулакова, сотрудница районной газеты, постоянный член жюри.

Перед жюри всегда непростая задача: из большого количества участников необходимо отобрать всего трех, но – самых достойных для участия в областном этапе конкурса. И, конечно, такие проявили себя. Все трое – учащиеся Межозерной средней школы. Высшую оценку жюри получила одиннадцатиклассница Регина Хаерварова, в ее активе 130 баллов! Регина

выступила с монологом главной героини пьесы Я. Пульнович «Наташина мечта» и оказалась выше всяческих похвал! Она не только замечательно воспроизвела текст, сумела убедить слушателей в достоверности переживаний своей героини, но и великолепно сыграла эпизод разочарования девочки из детского дома в первой любви и раскаяния в совершении непоправимой ошибки. Не менее убедителен был и Владислав Бахарев, заслуживший 129 баллов. Читал интересно, увлеченно, весело. Под стать товарищам выступила и Эрика Исханова, чтение ею отрывка из книги Н. Абгарян «Манюня» оценено в 128 баллов. После выступления Эрики мне лично очень захотелось и самой прочитать веселые истории о Манюне, смешной, изобретательной девчонке. Кроме победителей, жюри названы и лауреаты конкурса, в числе которых: Маша Хамицевич из Форштадтской, Ангелина Шастова из Смеловской, Женя Жигулева из второй городской и Полина Королева из Карагайской школ. Каждая из девочек проявила собственную яркую индивидуальность. Маша – искренность и неподдельную боль (Б. Васильев «А зори здесь тихие» эпизод гибели Риты), способность вызвать у слушателей эмоциональный отклик. После ее выступления многие утирали слезы. Маша и сама призналась, что закончив читать, сама была готова разрыдаться. Вот они, сила нашей великой классической прозы, гениальность автора, глубокое проникновение в содержание текста школьницы. Ангелина по-особому, я бы сказала, не по-детски передала историю презираемой в школе рыжей девчонки, со временем достигшей успеха в искусстве и заставившей подумать о некоторых важных вещах повзрослевшего одноклассника. Женя покорила непосредственностью, эмоциональностью, собственным восторгом от читаемого произведения. Полина в свои еще только 11 лет проявила задатки артистичности, изображая Манюню, умирающую от любви.

Отмечу, что в выступлениях конкурсантов нашло отражение приближающееся 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Прозвучали отрывки из произведений Б. Васильева, В. Закруткина, Л. Кассиля, Ч. Айтматова, Е. Пономоренко, А. Фадеева, Т. Михеевой. Прекрасно справились с поставленными задачами: Илья Дегтярев из Петропавловской, Арина Саиткужина из Степнинской, Арина Стаханова и Оля Фролова из Сухтелинской, Лена Алексеева из Форштадтской, Ангелина Мунькова из первой городской, Зарина Кадралеева из Эстонской школ. Многие удачно использовали костюм, элементы театрализации, музыкальное сопровождение.

Еще раз повторю: молодцы все! В подобных конкурсах победители тоже все, потому что читают, думают, развиваются. Стоит отметить также выступление Даши Зеленовой, предпочитающей зарубежную литературу, и Лизы Крюковой, постаравшейся передать прелесть неувядающей сатиры М. Зощенко.

Всем участникам конкурса вручены дипломы, их поздравили и поблагодарили члены жюри, а учащиеся Детской школы искусств, которая принимала у себя конкурсантов, выступили с замечательными

музыкальными произведениями. Ежегодно Сания Кадырхановна Урдабаева составляет для школ района рейтинг оценок выступлений участников конкурса. По результатам рейтинга муниципального этапа к лауреатам конкурса приблизилась ученица второй городской школы Ксения Дедовец, набравшая 123 балла.

Людмила КУЛАКОВА