Почти 40 лет Нина Дмитриевна Терещенкова посвятила школе и ученикам. Она преподает русский язык и литературу в первой городской школе, прекрасно владеет предметом и очень его любит. Учитель-словесник – знаковая фигура в школе: это и начитанность, и культура, и умелое владение словом, которое подчас сильнее многого. В рабочем кабинете Нины Дмитриевны тишина. Уроки закончены, завершен еще один школьный день в череде многих. Заметив мое недоуменное озирание по сторонам, она тут же замечает: «Да, ничего лишнего. Цветы и шторы на окнах запрещены СанПином во имя здоровьесбережения детей. Портреты писателей на стенах, таблицы и планшеты с правилами и образцами правописания больше не нужны. Все можно найти на соответствующих Интернет-сайтах». Действительно, в кабинете ничего не отвлекает внимания, а современных средств обучения достаточно для того, чтобы сделать урок содержательным и интересным. Рабочее место педагога автоматизировано: ноутбук, принтер, сканер активно используются в процессе обучения. – Вот так мы теперь работаем, – улыбается Нина Дмитриевна. Учебный год только начался, а пяти-, шести и семиклассники уже выполнили Всероссийские проверочные работы. Обычно их проводят в апреле, но в этом, особом для всех нас из-за коронавируса, году работы перенесены на сентябрь. Прошедший учебный год был сложным и для школьников, и для педагогов, и для родителей ребят. Выпускники сдавали ЕГЭ в условиях дистанционного обучения. Проблем хватало, социальные сети не выдерживали нагрузки, благо, хорошо работала «ВКонтакте», по ней и давали задания ребятам. Для Нины Дмитриевны этот период, завершивший учебный год, особенно важен. Будучи классным руководителем выпускного класса, она волновалась за два десятка своих ребят. Выпускники не подвели, оправдали надежды учителя. Нина Дмитриевна довольна результатом: 18 выпускников продолжают учебу в колледжах и вузах не только региона, но и страны. Мы возвращаемся к разговору о ВПР. Многие считают, что подобная проверка знаний сейчас ни к чему – дети много времени провели вне школы без необходимого общения с учителями в традиционной форме урока. Терещенкова же наоборот считает, что ничего особо сложного и страшного вовсе нет. Такая работа нужна, она позволяет многое повторить (именно сейчас), наверстать, определить вектор дальнейших действий. ВПР вырабатывает самостоятельность, стимулирует детей к учебной деятельности. Задания, которые предлагаются, нацелены еще и на развитие речи, а также и мыслительной деятельности. – У ребят впереди будущее, профессиональное или учебное, человеку любой профессии важно хорошо говорить и писать, – убеждена Нина Дмитриевна. Она очень довольна, что как форма экзамена возвратилось сочинение. – Если выпускник не может формулировать мысль, самостоятельно составить текст, вычленять его главную мысль, что же он тогда делал в школе все 11 лет?! – риторически восклицает учитель. Я полностью разделяю мнение Нины Дмитриевны. Важно научить школьников работать со словом, ведь кто ясно мыслит, ясно излагает. – В нашей школе учащиеся и большая часть родителей это понимают, – говорит Нина Дмитриевна, – и поддерживают друг друга. Радует, что наши выпускники стремятся к продолжению образования по окончании школы, у них есть желание учиться. А такое желание в первую очередь формирует учитель, от которого во многом зависит будущее его учеников. За всё время работы Н.Д. Терещенкова ни разу не усомнилась в выборе профессии, ни разу не почувствовала разочарования или нежелания идти на урок. – Потому и работаю, что не разочаровалась. Если не любить детей, не жить их проблемами, не быть открытой всему новому, в школе работать не стоит, – признается Нина Дмитриевна. – И только ради зарплаты в школе тоже нельзя работать. В этом учебном году у Терещенковой классное руководство в пятом классе. Она привыкла работать в старшем звене и уж никак не думала, что возьмет таких еще, по сути, маленьких. Но ничего, ей и с ними интересно, ведь эти ребятишки будут взрослеть не без участия учителя. В числе нынешних подопечных Нины Дмитриевны уже детки ее бывших учеников. – Смотрю на них, как на родных, и это согревает сердце, – говорит она. А учеников у Нины Дмитриевны много, хороших и разных. Юлия Вертнякова набрала 98 баллов на ЕГЭ по русскому языку, Александра Тимакова в свое время – 100 (!). А это не только успех девушек, а еще и каждодневный учительский труд. По характеру Нина Дмитриевна – человек увлеченный. Она любит путешествовать и очень часто сопровождает своих учеников в турпоездках. Не счесть посещений Москвы и Петербурга, и всегда ей хочется показать ребятам что-то интересное, то, что дорого ей самой. Она искренне радуется детскому восторгу от увиденного ими и своей причастности к тому, как ребята открывают для себя мир красоты и духовности. Еще одна страсть Нины Дмитриевны – театр. Она его обожает и «заразила» этой любовью и учеников, и коллег. Педагогическая деятельность и любимая литература дарят Нине Дмитриевне вдохновение. Несмотря на сложность и трудоемкость профессии, она удовлетворена делом, которому служит всю свою жизнь. Она не только замечательный педагог, но еще и счастливая женщина. У Нины Дмитриевны прекрасная семья. Вместе с мужем Владимиром Петровичем они воспитали сына и дочь. Владимир работает адвокатом в Челябинске, Юлия закончила педагогический вуз. Они уже создали семьи и подарили родителям чудесных внучек. Своих «мышат» Сонечку, Полину и Варвару бабушка обожает! – Как хочется забыть о возрасте, о времени, которого прошло уже так много, хочется выглядеть красиво, – говорит Нина Дмитриевна. – Ведь учитель, как артист на публике – весь на виду, особенно учитель словесности. От нас многое зависит, важно, что и как мы говорим. Дети нас слушают и слышат. Учитель обязан нести духовность, свет и доброту, он открывает детям дорогу в будущее.

Людмила КУЛАКОВА