Самая страшная беда – война. Сколько горя и слез приносит она в каждый дом, в каждую семью. 330 петропавловцев не вернулись с Великой Отечественной войны. Есть среди них и без вести пропавшие. Дети погибших познали горечь безотцовщины.

Труженице тыла Евгении Трифоновне Михатулиной – 88 лет. Родом она из Белоруссии, из Могилевской области. Ей было три года, когда семья выехала на Урал, в Уйский район, в деревню Усцелемово. Отец работал плотником. В 1941 году Трифона Филипповича Ермоленко призвали на войну. Он писал с фронта домой. И вдруг – ни одной весточки. Год, другой, а семья ничего о нем не знала.

– В 43-м пришло извещение о том, что отец без вести пропал, а мы надеялись, что он вернется, – со слезами говорит Евгения Трифоновна. – Помню, в День Победы народ собрался у магазина. У всех радость, а мы не знаем, где воевал и как пропал наш родной человек.

Горько женщине еще и от того, что мать умерла, когда ей было всего полтора месяца, и она росла с мачехой, всего дороже был ей отец. Долгое время пришлось ухаживать за братом Николаем, вернувшемся контуженым с фронта. А ведь еще надо было и работать. Уставала, но справлялась. С 1952 года Е.Т. Михатулина живет в Петропавловском. Ее общий трудовой стаж 40 лет.

В 1929 году из Сухтелей в целинный совхоз Петропавловский переехала большая семья Галякиных – Марфа Михайловна и Павел Андреевич. Жили они в землянке, очень бедно. Глава семейства поначалу работал на водокачке, а когда построили пекарню, то вместе с сыном Иваном они пекли хлеб для целинников. Павла Галякина забрали на фронт прямо из пекарской, но все же разрешили попрощаться с родными и собрать вещмешок.

– Когда отец ушел на войну, мне было всего-то два года. Немного знаю о нем по рассказам матери, – вспоминает Валентина Павловна Кривошейникова. – Поначалу он писал письма, а потом перестал. Мама все время плакала, ведь нас было пятеро детей! Без мужчин остались, брат тоже воевал. И отец, и брат пропали без вести.

Перед войной трудился на Томинском комбайнер Григорий Фатеевич Михайлов, убирал хлеб, поднимал целину. Подрастали две дочки – Валя и Шура, а в 42-м родилась третья – Любочка. 28-летнего Григория призвали на фронт в 1943 году. И до сих пор о нем ничего неизвестно.

– Мы не знали своего отца и не помним его совсем. Мама одна вырастила нас, – говорит Александра Григорьевна Ширенгова. – У меня ни одной его фотографии нет, только вот извещение храню…

В извещении Военного комиссариата Верхнеуральского района от 24 марта 1948 года указано, что сержант Михайлов Григорий Фатеевич, находясь на фронте, пропал без вести в октябре 1943 года.

У всех этих женщин почтенного возраста схожие судьбы и общая печаль: их отцы не вернулись с войны, пропали без вести. Все они получают положенную детям погибших защитников Отечества льготу. Жители

Челябинской области, благодаря руководителю региона Алексею Текслеру, ежемесячно получают по 500 рублей из областного бюджета. Отмечу, что 42 человека в Петропавловском поселении относятся к категории «Дети погибших участников Великой Отечественной войны или пропавших без вести». Судьбы пяти миллионов пропавших без вести на фронтах войны не известны до сих пор, могилы не найдены. Они не живые, не мертвые, не оплаканные и не похороненные.

Нынешнее поколение помнит о всех, кто в годы войны в тылу и на фронте отстоял свободу и независимость Родины.

Галина ПАЖИНСКАЯ