Автомобиль, изменивший жизнь человечества, за сто лет стал неотъемлемой частью современного мира. Автомобили появились в конце XIX века, а вместе с ними – и специальность «Водитель».
Граждане, обладающие категорией «Д», то есть имеющие право управлять автобусом и перевозить на них людей, образуют отдельную касту среди многомиллионной армии водителей. Это люди особого склада характера и повышенного чувства ответственности, так как жизнь и здоровье пассажиров во время пути находится в их руках. Поэтому обучение на категорию «Д» они начинают не ранее 20 лет, сдают экзамен в ГИБДД и получают права — только с 21 года.
Всё это уже позади у Олега Внукова, водителя автобуса Форштадтской школы, которую, кстати, он и заканчивал в 1989 году. Потом, как и большинство сельских парней учился в Верхнеуральском ССПТУ № 133, откуда через десять месяцев вышел с удостоверением водителя – сварщика и всепоглощающим желанием работать самостоятельно.
Совхоз «Красный Октябрь» радушно принял молодого специалиста. Только сварщики тогда совхозу не требовались, поэтому Олег возил горюче-смазочные материалы на стареньком бензовозе. Две недели и отработал-то в службе ГСМ, не успев толком испытать всей «прелести» перевозки опасного груза, как его заприметил совхозный инженер, оставшийся на тот момент без водителя. От предложения, сделанного старшим товарищем, Олег не отказался. Всю область объездил он с шефом по делам совхозным. В областном центре ориентировался как в родном Форштадте, в Уфу гонял неоднократно, а уж про район и говорить нечего. Со временем ушел на грузовик, а потом, выучившись на категорию «Д», уволился совсем. Думал в Магнитогорске на маршрутку устроиться.
Его отец, Геннадий Васильевич, водил в ту пору автобус в Форштадтском сельсовете, он и посоветовал сыну бросить затею с Магнитогорском и сесть на автобус в Детском доме, обещая помочь. Так Олег и сделал. Год отработал в Детском доме и с 2008-го стал водителем автобуса Форштадтской школы. Там своему «автобуснику» не нарадуются: опытный, дисциплинированный, отзывчивый, и человек хороший! В общем, только положительные отзывы, впрочем, как и о его дяде, водителе автобуса первой городской школы, Анатолии Внукове.
За одиннадцать лет Олег сменил уже три автобуса. По закону эксплуатировать этот транспорт больше десяти лет строго запрещено. За всеми на первый взгляд, положительными моментами, не каждый в состоянии почувствовать великую ответственность, что несут водители за жизни детей, которые дважды в день преодолевают неблизкий путь до школы и обратно. Дождь на улице, снег, или гололед — не важно. Водители школьных автобусов не имеют права отпроситься или заболеть. Во-первых, машины оборудованы тахографом, с карточкой водителя; во-вторых, найти на замену водителя с категорией «Д» весьма проблематично. Вот и крутят автобусники свои «баранки» без отгулов и выходных. Однако, как признался
в разговоре Олег, во время напряженных сельских работ, когда в поле работают посевные агрегаты или комбайны молотят хлеб, его неудержимо тянет туда. Или вдруг начнет терзать душу пример одноклассника Ивана Минеева, дальнобойщика с младых ногтей. Но видно правду говорят: каждому своё.
Виктор БОГАНОВСКИЙ
Справка
Первый российский автомобиль создали в 1896 году Евгений Яковлев и Петр Фрезе. Копия машины с мотором мощностью две лошадиные силы находится в Московском политехническом музее.