В легендарном рейде южноуральских красных партизан по тылам белых участвовало немалое число бывших матросов российского флота. В фондах районного краеведческого музея есть воспоминания матроса-тихоокеанца Степана Ивановича Ильина, в которых назван Фёдор Николаевич Сызранкин. Федя Сызранкин родился 26 мая 1886 года в семье рабочего в Белорецке Верхнеуральского уезда. Будучи подростком, устроился учеником на металлургический завод, приобрёл специальность литейщика. Здесь в 1902 году вошёл в нелегальный кружок марксистов, который возглавлял белорецкий революционер Василий Косоротов. В 1905 году в рабочем посёлке организоваои комитет РСДРП(б). По его решению Фёдор Сызранкин назначен заместителем руководителя организованной боевой дружины. Дружинники охраняли рабочие митинги и собрания. Полиция догадывалась о революционной работе Сызранкина, поэтому администрация уволила его с завода, но до ареста дело не дошло. В ноябре 1907 года молодого парня призвали на военную службу и зачислили на Балтийский флот. После демобилизации в 1912 году Фёдор возвратился в Белорецкий завод. В 1914-м, когда началась первая мировая война, бывший матрос вновь был мобилизован. Некоторое время Сызранкин служил на Черноморском флоте в Севастополе, затем его перевели в Петроград и зачислили в четвёртую машинную роту, предназначенную для укомплектования крейсера «Варяг». У читателей возникнет вопрос, откуда взялся крейсер? Ведь он был затоплен командой и ещё в 1904 году, сразу после знаменитого боя под Чемульпо. Мало кто знает, что через год японцы подняли «Варяг», отремонтировали, а в 1916 году продали царскому правительству. Крейсер находился во Владивостоке и предназначался для охраны Мурманского порта. Прибывшие во Владивосток матросы, среди которых был и белоречанин, укомплектовали команду. Три месяца шёл ремонт судна. Затем пять месяцев продолжалось плавание от Владивостока до Мурманска. Из воспоминаний Фёдора Сызранкина: «Нелёгким было это пятимесячное плавание. Наконец, позади осталось двадцать пять тысяч миль. 17 ноября 1916 года «Варяг» бросил якорь в порту Романов-на-Мурмане (ныне город Мурманск)…». Три месяца крейсер охранял Мурманское побережье от немецкого нападения. На Новоромановском рейде «Варяг» встретил Рождество и Новый 1917 год. В новогоднюю ночь Мурманскую флотилию подняли по тревоге: наблюдательная вахта заметила неприятельскую лодку. «Варяг» возглавил поход, нашёл противника, но не смог ни догнать лодку, бросившуюся уходить в надводном положении, ни уничтожить: подвела некачественная прицельная оптика. На обратном пути у «Варяга» сдали подшипники правой машины, и флагман был доставлен на рейд при помощи буксировки. Кораблю был необходим срочный капитальный ремонт. Было решено выводить крейсер в Англию, и подписан договор с британцами о союзнической помощи в ремонте на заводе «Камлиль-Лэрд» под Ливерпулем. 25 февраля 1917 года крейсер снялся с якоря и малым ходом отправился к туманному Альбиону. Вскоре по прибытии военного судна в Ливерпуль из России последовало распоряжение: «Команду расформировать и по частям отправить восвояси, корабль сохранить в Англии». Для обслуживания крейсера было оставлено только полсотни матросов, всех остальных отозвали в Россию на фронт. Сызранкин из Великобритании с командой в 40 моряков был направлен в США для приёмки закупленных тральщиков. Осенью 1917 года воротился на родину через Владивосток. Затем поезд с матросами проследовал через Забайкалье и Сибирь к Уралу. Что касается остальных членов команды крейсера, о них известно немного. В своих воспоминаниях Фёдор Николаевич писал следующее: «Дальнейшая судьба корабля окутана туманом. По официальной английской версии, «Варяг» затонул при переходе через Ирландское море в 1918 году. По другим сведениям, бывший русский военно-морской атташе в Англии контр-адмирал Волков, не желая отдавать крейсер Советской власти, продал его на слом частной фирме». В январе 1918 года матрос Сызранкин вёл революционную работу в Челябинске, в феврале – на станции Вязовая. Весной вернулся домой, участвовал в боях с казаками атамана А.И. Дутова. В июне-июле во главе отряда из 600 человек прорывался к Юрюзани и Вязовой, долгое время сдерживал натиск белых в районе Запрудовки. Будучи помощником командира 1-го Белорецкого социалистического полка, участвовал в рейде Уральской партизанской армии по тылам белых. После Гражданской войны Ф. Сызранкин около двух лет являлся заместителем председателя исполкома Белорецкого окружного Совета. По окончании школы профдвижения в 1929 году работал в Московском обкоме металлистов. В 1930-м перешёл на научно-производственную работу. Был заместителем управляющего трестом «Сельмаш», а в 1937-1955 годы – начальником литейного цеха Центрального научно-исследовательского института тяжёлого машиностроения. 16 лет подряд (1947-1963 г.) избирался депутатом Московского Совета. Фёдор Николаевич Сызранкин награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. В 1967 году ему присвоено звание «Почётный гражданин Белорецкого района и города Белорецк». Фёдор Николаевич прожил долгую, интересную жизнь. Его не стало 13 мая 1978 года.

Артём ФУРЦЕВ