В октябре 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Сборка первых ВАЗ-2101 осуществлялась в ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Первые «Жигули» собирали к особой дате, которую отмечала вся страна, – столетию В.И. Ленина. Шесть первых автомобилей были выпущены в цветовой гамме флага РСФСР: два были окрашены в синий цвет, четыре – в красный. В 60-е годы в СССР производили менее 150 тысяч легковых автомобилей в год марок «Волга», «Москвич», «Запорожец». Ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях. Возведение гиганта российского автомобилестроения – Волжского Автомобильного Завода (ВАЗ) – началось в 1967 году, после тщательной подготовки и выбора строительной площадки. В июле 1966 года ЦК КПСС и Совет министров, предварительно проанализировав 54 различных потенциальных участка, (ходили слухи, что и Верхнеуральск рассматривался как площадка под строительство завода) определил местом строительства город Тольятти Куйбышевской области. Интересна история названия города Тольятти. Изначально город назывался Ставрополь, что в переводе с греческого означает «Город Креста» и был пограничной крепостью. Крепость Ставрополь-на-Волге предназначалась для защиты от набегов кочевников и различных недоброжелателей. Ставропольский полк участвовал в войне с Наполеоном, позже был направлен на Оренбургскую пограничную линию по станицам ОКВ. В августе 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти, в честь скончавшегося неделей раньше во время посещения детского лагеря «Артек» генерального секретаря коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Продукция Автоваза также связана с Италией. Технический проект строительства был подготовлен итальянским автомобильным концерном Фиат, с которым также был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов. Первый ВАЗ-2101 прототип «Фиат 124», который в 1966 году получил титул «Автомобиль года», был серьёзно доработан для наших условий – более 800 изменений внесли в конструкцию. Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки, в 1967 году началось строительство, а в 1970-м появилась первая продукция. Первые «Жигули» (Жигулёвские горы, рядом с Тольятти) получили известный логотип с серебряной ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а ещё ладья – символ движения. Название «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно, в ряде языков звучало как «Жигало»), поэтому при поставках за рубеж использовали название «Лада». В 1971 году отправили первые 57 тысяч автомобилей на экспорт в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом продукцию ВАЗа уважали за надёжность и доступную цену. С 1970 по 1988 год было изготовлено более 4,8 миллиона первой модели и её модификации. Самая массовая модель за всю историю ВАЗа, более того – за историю российского Автопрома. ВАЗ-2101 – мечта советского человека того времени. «Ноль первая», «Единичка», «Копейка», «Тазик» (тольяттинский автозавод) – народные названия любимого автомобиля, который положил начало широко известной и популярной сегодня марки «Лада». В сентябре 2012 года закончился выпуск классической модели ВАЗ. Конструкторы завода постоянно работают над новыми моделями. 24 сентября 2020 года с конвейера завода сошёл 30-милионный автомобиль. Автомобилями ВАЗ, которые мы порой ругаем и критикуем, мы гордимся и любим их уже 50 лет. Александр КАУКИН Фото «Нива» на ралли Париж-Алжир-Дакар 4 января 1986 г. Тьерри Сабин – основатель ралли Париж-Дакар