Дети войны. Я родилась в Саратовской области в 1931 году. Жили мы в поселке «Памятка». Когда началась война, мне было десять лет, поэтому в памяти многое сохранилось, да и забыть это невозможно.

Наш отец, Андрей Яковлевич Феоктистов, едва возвратившись с Финской войны, месяца через два или три ушел на фронт. Мы получили от него только одно письмо, в котором он сообщал, что проехали Смоленск, город в руинах. Больше писем не было. А мы их так ждали! Завидев на улице почтальона, бежали навстречу в надежде получить заветный треугольник, но постоянно слышали: «Вам пишут».

В деревне остались только женщины, дети и старики. Всех мужчин призвали на фронт, кроме двух, которые не годились по состоянию здоровья – инвалиды. Нас у мамы было четверо. Я – старшая, остальные – малыши. Мы очень много работали в поле. Пахали с мамой на корове. Я вела корову в поводу, а мама шла за приспособлением, вроде плуга, погоняя корову. Выращивали свеклу, сеяли пшеницу. Все это поливали, ведрами носили воду из речки, что была поблизости к полю. Осенью молотили зерно цепами. Нельзя было взять и горсточки зерна, за этим строго следили. Конечно, мы недоедали, пекли лепешки из лебеды. Однажды в школе мы получили в подарок по пирожку со свеклой. Я на всю жизнь запомнила этот подарок как самый лучший, самый сладкий и вкусный. В пяти километрах от нашего поселка проходила железная дорога. Зимой, чтобы обеспечить беспрерывное движение воинских составов, приходилось лопатами расчищать пути от снега. Бои шли где-то рядом. Постоянно слышались звуки стрельбы, часто над поселком пролетали самолеты. Мы различали их по звуку: от немецких прятались, нашим радовались.

Очень хорошо помню, как через наш поселок вели пленных немцев. Их было не меньше сотни, в поле колонна остановилась на отдых. Дети есть дети, нам было любопытно и, не смотря на оцепление, мы подошли посмотреть на пленных.

Об отце мы ничего не знали. Получили уведомление, что он пропал без вести, но продолжали ждать. Только спустя 70 лет узнали правду. В апреле 2016 года поисковиками из отряда «Честь и долг», что работают на Смоленщине, были обнаружены и идентифицированы останки двух солдат, одним из которых оказался мой отец.

Его останки с воинскими почестями захоронены на родине. Мы с сестрой Зинаидой присутствовали на торжественной церемонии, чему я очень рада. Вместе с нами праху деда и прадеда поклонились наши дети и внуки. Жаль, что до этого момента не дожили брат Василий и сестра Галя, и мама так и не узнала, как погиб отец на Смоленско-вяземско-московском направлении, защищая подступы к Москве.

Алевтина Андреевна ЗАБАЛУЕВА