По сложившейся привычке к тому, кто даёт в дома свет, мы относимся с послушанием. Таково наше восприятие бытия и вбивать в него клин недоверия никто не собирается. А чтобы доверие к труженикам энергосистемы крепло, важно исключить любые непонятные для потребителя вопросы. Они есть, и отрицать этого не стоит. Лучше доходчиво и внятно пояснить спорные моменты.

Сегодня самым «труднопереводимым» на простой язык оказалось содержимое металлических ящиков, с таинственным названием «матрица». Немало обращений в редакцию касалось именно этих закреплённых высоко на электроопорах устройств, предназначенных для автоматического снятия показаний приборов учёта.

Каких-то лет 6-7 назад, мы ни сном ни духом не ведали о дистанционном котроле за расходованием электроэнергии. Сначала эту функцию выполняли ридерные счётчики. Эксперимент по их внедрению был опробован на бугодакских улицах. Селян особо не интересовало, зачем по их столбам карабкаются электрики. Ставят коробки и ладно. Ридеры вскоре «поголовно» сменили «матрицы». По неуточнённым данным по району смонтировано уже около 11 тысяч устройств.

Верхнеуралец Владимир Булаенко на протяжении 13 лет в качестве контролера Энергосбыта ежедневно сталкивался с проверкой приборов энергоучёта. Все тонкости процесса знает досконально. Ничего против своих недавних коллег Владимир Булаенко не имеет и не имел, по крайней мере, до июля прошлого года.

В новом помещении своего магазина «Союз» он, согласно техусловий и Положений, установил прибор учёта электроэнергии. Счётчик был принят в работу, что подтверждается актами допуска и приёмки. Любой абонент вправе подключать для контроля свой прибор учёта, сделав отметку в договоре. Столбовая матрица появилась на территории «Союза» почти одновременно без согласия на то владельца магазина. И всё бы шло своим чередом, если бы не начавшиеся расхождения в показаниях приборов.

– Через полтора года электрики вспомнили, что поставили мне матрицу, – пишет Владимир Булаенко на своей страничке в «Одноклассниках» – и предъявили счёт, по которому, якобы, мой счётчик всё время недосчитывал, а я – недоплачивал.

Ощутимая «передоза» не позволяла делать вид, что ничего не произошло, и Владимир Валерьевич вынужденно превратился в «народного эксперта по матрицам». Уж ему-то известно, что тот, кто гасит свет, владеет монополией на предъявление.

При средней нагрузке потребления полтора киловатта в час, у «Союза» почему-то ежемесячно по матрице всплывало превышение на 150-200 и даже 300 кВт… Булаенко с таким раскладом не согласился: «Допустимая погрешность счётчика полпроцента, а тут набираются все 30!»

Он настоял на проведении проверки правильности работы своего счётчика. И та показала, что его прибор учёта и матрица работают «ноздря в ноздрю». Тогда откуда взялись «лишние» киловатты?

Если ошибочка вышла, то она скорее системная, нежели случайная, и эксперт решил разобраться самостоятельно.

Он написал несколько писем-жалоб на некорректную работу матриц в сетевую организацию ОАО МРСК «Урал», но длительная переписка, в том числе через Интернет-приёмную, ни к чему не привела. Обезличенные ответы носили «круглый» обтекаемый характер. «…Установленный на опоре прибор учёта соответствует требованиям Правил… для визуального контроля и учёта потребляемой энергии потребителем самостоятельно устанавливается удаленный дисплей…» и далее в том же стиле.

Переписка лишь раззадорила Булаенко, и он стал проверять правильность установки матриц. Заглянув в Правила устройства электроустановок, эксперт в разделе, регламентирующем установку средств учёта электроэнергии, увидел пункт, в котором говорилось: «счётчики для расчёта электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети». Ключевое слово «рекомендуется» нельзя трактовать иначе. Специалисты энергоснабжающей организации должны убедить абонента согласиться на монтаж матрицы, согласовать место её установки. А не как у нас в добровольно-принудительном порядке развешать их по столбам и через полгода привезти разрешительные документы на подпись.

Что там в этой коробке? Неизвестно. Никто на столб не залезет, не проверит. А если и залезут, то абонент об этом узнает последним. Выносные дисплеи от матриц, как правило, не работают. Откуда потребителю знать реальный расход электроэнергии? Только из своего прибора учёта.

Кстати, заводом, выпускающим матрицы, сняты с производства с 2008 года 15 моделей этих приборов. Что говорит о их ненадёжности. Налицо характерная тенденция завышенных матричных показателей. Спорные случаи по данным вопросам судами не рассматриваются. Решения принимаются со ссылкой на судебную практику.

В подобный переплёт попадают многие. В редакцию только за последние две недели пожаловались на энергетиков несколько верхнеуральцев. Жителю улицы Советской предъявили штраф за недоплату на 27 тысяч.

– Это больше двух моих пенсий, – качает он головой, – и штрафы они должны взыскивать через суд, а не напрямую.

У жителя улицы Пушкина в платёжной квитанции указана сумма в два раза превышающая фактический расход электроэнергии. В устной форме ему дали понять, что, если не оплатит по извещению, не получит в полном объёме субсидии.

Пенсионерка с улицы Мира трижды отказывалась подписывать документы на установку матрицы у её дома.

– Я понятия не имею, что это за коробка. А ответственность за неё возлагают на меня, – объясняет она мотивы своего отказа.

Иными словами «матричная история» складывается гладко не во всём и не у всех и вряд ли решает проблему, ради которой была задумана: максимально исключить хищение электроэнергии потребителями.

Народный эксперт Владимир Булаенко продолжает стоять на своём и хочет «просить помощи у прокурора и антимонопольной службы».

Николай ВАСИЛЬЕВ

К снимку

Электромонтёры, прибывшие для проверки правильности приборов учёта в магазин «Союз», по словам Булаенко, сами допустили немало «процедурных» нарушений:

– Бланк наряда не заполнен, то есть задание руководства было получено в устной форме.

– В имеющемся у монтёров оборудовании блок нагрузки не заводского, а кустарного производства.

– Матрица установлена на высоте 6-ти метров (с нарушениями).

– Визуально видно, что пломба на приборе учёта была вскрыта.

– Электромонтёр по проверке приборов учёта не имеет допуска для подъёма на опору.